Матрицы не работают
Автор этих строк пересмотрел огромную массу "ужастиков", каждый раз вспоминая слова одного из русских классиков: "Он пугает, а мне не страшно". Вроде и спецэффекты хорошие, и артисты старательные, а не страшно, хоть лопни!
Самое начало фильма — это некая семейная идиллия на берегу моря. Бегает счастливая молодежь по пляжному песочку, кувыркается в море, фотографируется на старинный фотоаппарат. Для мелодрамы это нормальный зачин. Но для ужастика какой-то странный. Благолепие и умиление царит на экране. Автор этих строк подумал, что если и дальше сюжет пойдет в том же духе — лучше покинуть кинозал.
Но тут на экране началось что-то интересное. Мы видим историю о детях, которые остались без родителей в уединенном доме. Их задача — не попасть в детдом, продержаться несколько месяцев, пока старшему из них не исполнится восемнадцать. Они никому не говорят, что стали сиротами. Но что-то начинает подозревать адвокат — лощеный хлыщ. Он начинает шпионить за детьми.
Зрители тем временем заволновались: а вдруг сдадут детишек под опеку государства? А они такие милые, так заботятся друг о друге. А крючкотвор в костюмчике подбирается все ближе. И как-то так получилось, что зрители дружно забыли на какое-то время, что пришли-то на ужастик. Ведь такая интересная драма. К такой ужасы приплетать — только портить!
Структура фильма, как у матрешки. Под поверхностью одной тайны скрывается другая, еще интересней. А там и третья — совсем жуткая. Но дальше — совсем ужас! Бояться будете гарантированно. И что самое отрадное — знакомые нам всем стандартные сюжетные матрицы в данном случае не работают.
Зло наскакивает на героев с совершенно неожиданных сторон. И не угадаешь, откуда.
Чем дальше, тем забористее
На что это похоже? Поначалу, когда врагами выступают адвокат и привидение, "Обитель теней" чем-то напоминает "Оно" по Стивену Кингу. Те же проблемы взросления, тот же дуализм врагов — как из реальной жизни, так и из инфернальных сфер. Но разница есть. Когда смотришь "Оно", боишься больше по обязанности. Потому что так надо. Вот злобный клоун, его надо опасаться. И зрители из почтения к сединам Стивена Кинга дежурно вздрагивают: "Ай, боимся, боимся!".
А когда кино несется к концовке, зритель начинает понимать, что фильм-то, может быть, и гениальный. Что есть у него шансы войти в золотой фонд кинематографа. И поняв это, автор этих строк начал сравнивать происходящее совсем уж с лучшими образцами жанра. Например, с "Другими" испанца Алехандро Аменабара, потом и с "Шестым чувством", и с "Молчанием ягнят". И кино ведь не хуже, а то и лучше даже, может быть.
Сюрприз с родины Дон Кихота
И вот, уже посмотрев кино, я поднял информацию о фильме. А там очень много любопытного. Например, действие происходит якобы в американском штате Мэн (где живет Стивен Кинг). И герои говорят по-английски. На самом деле снимали фильм в Испании, но на английском языке и с британскими актерами. Вся съемочная группа — и режиссер, и продюсеры, и оператор, — это все испанцы.
А ведь совсем недавно автор этих строк ловил себя на мысли, что давно уже не смотрел кино ради событий на экране. Последние многочисленные высокобюджетные "достижения" киноиндустрии приучали к мысли, что ничего интересного никогда мы больше с экрана не увидим. Только дребедень со спецэффектами. И вот тут − нате вам сюрприз с родины Дон Кихота.
Актеры — сплошь неизвестные, но молодцы. Играют всей душой, чувствуется — в роль вжились. Из всех я раньше видел только Аню Тейлор-Джой — девочку со слегка инопланетной внешностью. Она спасалась от маньяка с множественными личностями в недавнем блокбастере "Сплит". Колоссальная актриса, еще себя покажет, несомненно.
Пока я писал этот текст, вдруг понял, что очень сильно хочу еще раз посмотреть "Обитель теней". Хотя бы просто для того, чтобы понять, как это сделано. А ведь обычно какую-нибудь новинку кинопроката хочется немедленно развидеть, истребить из памяти. Но, по великому нашему кинозрительскому счастью, есть еще в наш век шальных бюджетов и безмозглых спецэффектов исключения из этого чудовищного правила.