АСТАНА, 31 окт — Sputnik, Дмитрий Покидаев. К 2030 году крупные предприятия столицы планируется вынести в столичные пригороды, которые за счет этого станут "магнитом" для мигрантов, ищущих в столице работу, сообщил во вторник министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек.
"В целях развития управляемой урбанизации и диверсификации экономики с учетом имеющихся ресурсов требуется государственное градостроительное регулирование, решение указанных процессов, и этим вызвана необходимость разработки проекта, представленного на ваше рассмотрение", — обратился министр к коллегам по кабмину.
Аршалы и Шортанды сделают контрмагнитами
Астанинскую агломерацию разработчики распространили на собственно Астану, на три района Акмолинской области (Аршалынский, Целиноградский и Шортандинский), а также на четыре южных округа Аккольского района Акмолинской области. Всего в агломерацию вошли 124 населенных пункта с общей численностью населения в 1,2 миллиона человек (на конец 2016 года) — и с потенциалом увеличения до 1,6 миллиона человек к 2030 году.
"По основным транспортным коридорам определены русла расселения и города — контрмагниты на базе поселка Аршалы, поселка Шортанды и станции Жайнак. Потенциальными контрмагнитами определены города Акколь и поселок Акмол. Они расположены на удаленном расстоянии от города-ядра и имеют достаточные ресурсы, чтобы оттянуть миграционные потоки, — заявил Касымбек. — Свободное передвижение населения, связь ядра с перспективными точками роста должно обеспечиваться посредством основных магистральных дорог", — пояснил он этот выбор.
Тут остается пока один непроясненный вопрос: с новыми предприятиями, которые изначально будут строиться за пределами Астаны, все ясно, а вот как к переселению фактически на 101 километр отнесутся собственники уже действующих предприятий? Тем более крупных: шиномонтажку передислоцировать можно за один день и с минимальными финансовыми затратами, а вот (условно говоря) передислокация производства шин — это другие сроки и другие деньги. Поэтому хотелось бы услышать мнение потенциальных "переселенцев" до того, как их начнут выселять.
С логистикой проблем нет
При этом в МИР достаточно мягко стелят относительно логистической составляющей такого переселения производства в пригороды: так, поселок Аршалы находится на оси развития Астана-Темиртау-Караганда — и в непосредственной близости от этой трассы. Село Тонкерис (Шортандинский район) расположено на высокоскоростной международной магистрали между Алматы и российским Челябинском транзитом через Балхаш, Караганду, Костанай.
"Выбор данного населенного пункта обусловлен уже имеющейся налаженной инфраструктурой, в частности действующей электроподстанцией, транспортной инфраструктурой. На сегодняшний день уже выделен земельный участок площадью 100 га для производственного назначения", — прокомментировал министр выбор третьей индустриальной зоны в селе Жайнак.
Что касается оставшейся территории, то на ней за счет диверсификации посевов и поголовья, в также за счет интенсификации деятельности производство сельскохозяйственной продукции по прогнозу МИР увеличится на 170%. Основным рынком сбыта этого продовольствия будет Астана и разросшиеся "контрмагниты". Также предполагается, что разрастающаяся столичная агломерация будет обеспечивать себя сама строительными материалами, которые при росте населения будут востребованы не меньше, чем продовольствие.
По мнению Касымбека, это позволит создать около 2 300 дополнительных рабочих мест, что обеспечит рост внутреннего туризма на уровне не менее 5% ежегодно. Ну а помимо прочего, схема не забывает о создании зеленого коридора "Астана-Бурабай", который должен сомкнуться с естественными лесными массивами Борового, а также о строительстве газопровода "Сарыарка", который позволит газифицировать Астану и еще 30 населенных пунктов агломерации.
Правда, как известно, с источником финансирования строительства этого газопровода правительство и акимат Астаны пока не определились — но до 2030 года времени еще — вагон и маленькая тележка щебня…