АСТАНА, 27 авг — Sputnik. В последнее воскресенье августа шахтеры Казахстана отмечают профессиональный праздник. День шахтера остается главным праздником в Карагандинской, Павлодарской и Костанайской областях − регионах, "дающих стране уголь".
И будет неловкость. Поскольку День шахтера в этом году отмечается в разгар главного события в Казахстане — всемирной выставки ЭКСПО-2017 с темой "Энергия будущего", которая провозглашает, что в нем нет места "грязному и старомодному" углю.
Тлеющие угли и предсказания футурологов
Как известно, по запасам угля Казахстан занимает восьмое место в мире, ежегодно в стране добывается порядка 100 миллионов тонн сырья. Угольная промышленность Казахстана является одной из наиболее крупных отраслей экономики страны и обеспечивает выработку почти 80% электроэнергии.
Однако в ближайшей перспективе потребление энергии из традиционных источников будет снижаться, при этом роль возобновляемых источников будет возрастать. Таков официальный курс, взятый министерством энергетики РК.
Согласно итогам форсайта, общий спрос энергии снизится на 3% к 2050 году благодаря повышению энергоэффективности при производстве и потреблении.
При таком сценарии потребление энергии из традиционных источников снизится, роль ВИЭ, напротив, будет возрастать.
Мировой спрос на уголь снизится к 2050 году до 3,2 миллиарда тонн, спрос на нефть выйдет на пик к 2030 году, потом пойдет на снижение к 2050 году.
Кроме того, предсказывают и незначительное уменьшение потребление газа, а также снижение стоимости аккумуляторов в пять-восемь раз.
"Краснокнижная" профессия и курс на роботизацию
По оценкам мировых специалистов, шахтерская профессия в традиционном виде устареет уже к 2020 году. Связано это с усложнением процессов геологоразведки и добычи полезных ископаемых, их автоматизации и роботизации. Кроме того, наблюдается снижение спроса на сырье, добываемое шахтным способом.
В перспективе на автоматизацию отрасли в Казахстане уйдет около 20 лет, что, по мнению правительства, является достаточным сроком для переориентирования молодых работников, а старожилы к тому времени уже уйдут на заслуженный отдых.
"Есть вероятность дальнейшего ухода угольной промышленности. Я не могу сказать, что будет сегодня или завтра, но в течение 20 лет вопрос по поводу шахт будет стоять. Сегодня мы уже должны начать работу по всем специальностям, касающимся угольной промышленности. Сегодня профессии не уходят, а высвобождаются лица с учетом внедрения новых технологий. Если раньше могли работать десять человек, сегодня уже обходятся одним человеком, потому что все компьютеризировано. Нужно просто перепрофилировать. Такая рабочая группа создана, и мы в двух направлениях будем работать. К концу этого года (2017 года — прим.), наверное, уже скажем, по каким отраслям мы должны работать, а по каким высвобождаем. Есть вопросы внедрения новых технологий в горнодобывающей промышленности", — сказала Дуйсенова на заседании правительства РК.
"Шахтерами" станут женщины и роботы
Одна из главных претензий к углю — загрязнение окружающей среды, вместе с тем до полного отказа от данного вида топлива еще очень далеко.
"Согласно отчету программы ООН по окружающей среде за 2016 год, в мире продолжилось повышение температуры от 2,9 до 3,4 градуса, несмотря на Парижское соглашение о снижении выбросов диоксида углерода, что намного выше оговоренных норм. Но я прекрасно понимаю, что шахтерам и людям, работающим в угольной промышленности по-человечески гораздо важнее заработать деньги, чтобы кормить свои семьи, они больше озабочены этим вопросом. Что ж, у меня есть хорошие новости для них — профессия не исчезнет совсем, но станет более безопасной и раскроет новые возможности и новые рабочие места. И если шахтер — традиционно мужская профессия, а добыча угля — тяжелый, опасный для жизни и здоровья труд, то автоматизация позволит привлечь в эту отрасль больше женщин, которым не нужно будет спускаться в шахты", — пояснил Солхейм.
В пример он привел свою родину − Норвегию − и личный опыт в работе по трансформации металлургической отрасли. А также предостерег, что если не начать трансформацию сейчас, то потом можно оказаться за бортом, пытаясь сохранить устаревшие неэффективные технологии.
Может ли уголь быть "чистым"?
Даже самые "зеленые" эксперты в области энергетики признают, что, несмотря на развитие ВИЭ, уголь будет использоваться еще довольно долго. И для такой богатой ресурсами страны, как Казахстан, перспективным направлением будет совершенствование не только технологий добычи угля, но и его переработки. Некоторые страны на выставке в Астане рискнули сделать одним из главных экспонатов "опальный" уголь — зная, что их опыт будет интересен Казахстану.
"Чистым углем" заинтересовалась высокопоставленная делегация Карагандинской области. Однако чтобы применить данную технологию в Караганде, нужно решить "небольшую" проблему: решить вопрос поставок природного газа, которого нет в регионе, а это значит, здесь "голубой уголь" будет стоить намного дороже. Но, по словам карагандинцев, в Казахстане ведутся и собственные разработки.
"Чистым углем" занимаются и в других странах. К примеру, технологии газифицированного угля развивает США, где в 2000 году были запущены четыре "электростанции XXI века" с КПД 45% и минимальными выбросами. Исследования в данном направлении проводят в России, Китае, европейских странах.
Когда закончится уголь?
По данным министерства энергетики Казахстана, озвученным в 2016 году, имеется 33 миллиарда тонн запасов угля, которых хватит стране более чем на 300 лет. Что исчезнет раньше — уголь или угольная индустрия? Ответ очевиден.