АСТАНА, 17 окт — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев во вторник на заседании правительства заявил об устранении дефицита бензина марки Аи-92 на внутреннем рынке страны, одновременно дав понять, что до середины ноября стабилизировать цену на него не удастся.
Дефицит объясняется остановкой на ремонт Павлодарского нефтехимического завода в октябре — изначально он должен был ремонтироваться летом, но поставщики оборудования задержали поставки. Поэтому завод был вынужден выходить на ремонт осенью, сразу после Атырауского НПЗ, который не успел толком набрать обороты: одновременно из-за резкого повышения цен на Аи-92 в России, "иссякли" импортные ручейки в Казахстан и оттуда.
Министру энергетики Канату Бозумбаеву и председателю правления КМГ Сауату Мынбаеву были объявлены выговоры — и к 17 октября Бозумбаев, выговор которому президент страны Нурсултан Назарбаев приравнял к увольнению, заявил о стабилизации ситуации с дефицитом. Подчеркнув при этом на заседании правительства, что ценовая стабилизация — это тема отдельного разговора. Что сказал глава государства Бозумбаеву? >>
Без импорта российской стоимости — никуда
Понятно, что Минэнерго старается максимально задействовать внутренние резервы, но против законов физики не попрешь: на набирающем обороты после сентябрьского ремонта АНПЗ производство увеличено до 35 тысяч тонн в месяц. Но на полноценные объемы этот завод выйдет только к концу октября.
Но этого все равно не хватает для того, чтобы закрыть существующий разрыв здесь и сейчас. И поэтому основной упор в затыкании дыр сделан на импорт российского бензина.
"От министерства энергетики России, от руководства компаний "РосНефть" и "ГазПромНефть" получено подтверждение на отгрузку более 100 тысяч тонн АИ-92 с российских НПЗ, — сообщил казахстанский министр на заседании Кабмина. — Из них уже до конца недели будет отгружено около 50 тысяч тонн. Остальные объемы зайдут до конца месяца. Уже на вчерашний вечер импортировано 34,6 тысячи тонн бензина АИ-92, за прошедшие выходные завезено более 10 тысяч тонн", — добавил он.
В итоге совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составили 127 тысяч тонн, что на десять тысяч тонн больше, чем в конце прошлой недели. По оценке Бозумбаева, эти объемы позволяют гарантировать 13 дней обеспечения этим видом топлива рынка без перебоев в реализации.
"На сегодня практически нет регионов с ограничением реализации Аи-92, имею в виду прежде всего на крупных сетях. На двух сетях еще осталась реализация по талонам, думаю, эти сети перейдут на свободную продажу в течение ближайших дней", — добавил Бозумбаев, имея в виду сети Акмолинской и Южно-Казахстанской областей.
Без ПНХЗ цена не стабилизируется
Цена же бензина этой марки, которая, по оценке специалистов КМГ, будет неизбежно расти в том случае, если российские поставки будут продолжать превалировать над казахстанскими, будет колебаться как минимум до середины ноября. Поскольку уменьшение российской доли на рынке возможно только после введения в строй ПНХЗ — а это случится только в конце октября.
Пока же павлодарский завод не заработает, и пока его поставки не начнут "выжимать" российский бензин с рынка (а это произойдет не одномоментно, а как минимум недели через две-три после запуска), цена Аи-92 в Казахстане будет привязана к российским колебаниям. И потому до середины ноября она, как минимум, не снизится, а вот увеличиться может вполне. Пойдет ли она вниз после запуска ПНХЗ? Ответа на этот вопрос никто сейчас дать не решится.