АСТАНА, 10 окт — Sputnik. Крупные сети вместе со списком небольших АЗС подняли ценники на своих бензоколонках. Несмотря на повышение, казахстанцы выстроились в очереди на заправках. Все просят заправить полный бак, но бензин и дизельное топливо продается в большинстве случаев по талонам или топливным картам.
Не признав свою долю ответственности в топливном кризисе, официальные власти приняли решение любой ценой обеспечить импорт в объеме 120-150 тысяч тонн бензина марки АИ-92. Для рядового автовладельца это означает одно: еще больший рост цен на заправках. Судя по всему, урегулировать ситуацию, не допуская роста цен на бензин, чиновники уже не могут.
Острый дефицит бензина закончится подорожанием
В акимате Алматы уже косвенно обвинили заправочные станции в организации кризиса. Заместитель акима Алматы Алмас Мадиев даже пообещал совместно с комитетом по регулированию естественных монополий провести рейдовую проверку по наличию остатков ГСМ, чтобы крупные розничные сети не держали ГСМ на своих складах.
Между тем в сети автозаправочных станций "Газпром нефть − Казахстан" пояснили, что рост цен на бензин вполне уравновешивает рынок и к тому же обусловлен объективно (то есть дефицитом — прим.), а никак не желанием сверхприбылей.
Правда, цена за литр горючего на заправках "Газпрома" — 156 тенге за литр АИ-92, что на 4 тенге дороже, чем у "КазМунайГаза", где топливо продают только по талонам. Впрочем, в пресс-службе ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" никак не прокомментировали сложившуюся ситуацию по существу. Председатель правления ОЮЛИП "Казахстанская топливная ассоциация" Болат Ауетаев тоже ввел режим "информационного молчания".
На заправочных станциях компаний Helios и Royal Petrol топливный дефицит объяснили "факторами, которые вызваны исключительно из-за неорганизованности процесса поставки топлива", но заверили, что на днях ждут поступления новой партии. По каким ценам будут продаваться нефтепродукты из новой партии, ответить на заправках не смогли.
Топливный цинизм
Эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов объяснил кризис на бензиновом рынке теми же причинами, что и 15-20 лет назад: недостаточное производство нефтепродуктов на отечественных заводах.
По словам эксперта, сейчас дефицит покрывается импортом (до 40%) топлива из России. Но сегодня положение усугубляется тем, что российский бензин значительно дороже казахстанского и импорт топлива получается значительно дороже, особенно если учесть, что чиновники разрешили закупать ГСМ по рыночным ценам.
Тренд на повышение
Между тем министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в декабре планируется снизить долю импорта по бензину марки АИ-92 до 20%.
Кроме того, на Шымкентском заводе в сентябре и октябре была увеличена загрузка на 110 тысяч тонн.
В общем, в Минэнерго рассчитывают, что ближе к декабрю ситуация, как и цены на горючее, стабилизируется, а сегодняшние проблемы с поставками, по мнению министра, вызвали временное увеличение цены.
Однако временные рамки при принятии решения изменить цены на бензин со стороны заправочных станций не оговорены — на заправках говорят, что все регулирует рынок. В то же время независимые эксперты отмечают: "цены, выросшие сегодня, завтра вряд ли упадут".
По словам эксперта, негативный момент ситуации в том, что пока цены не сравняются с российскими, стоимость литра горючего на заправках Казахстана будет расти.