Увольнение двух высокопоставленных чиновников системы топливно-энергетического комплекса Казахстана — вице-министра энергетики Асета Магауова и заместителя председателя правления "КазМунайГаза" Данияра Берлибаева − стало следствием целой цепи событий на внутреннем рынке республики, разбирая которую, следует признать — ответственность за дефицит должны нести не только они вдвоем.
Звезды (вернее, тучи) начали сходиться над головой этих чиновников еще в мае, когда Павлодарский НПЗ (ПНХЗ) попросил отсрочить свой ремонт из-за срыва сроков поставки оборудования для финальной модернизации. Минэнерго тогда эту просьбу приняло — и ПНХЗ совпал в результате с ремонтной фазой Атырауского НПЗ. Представляете, что такое для рынка, который и так зависит частично от импорта бензина, практически синхронная остановка двух из трех крупных заводов?
Понятно, что Минэнерго, давая добро на перенос сроков ремонта ПНХЗ, рассчитывало чем-то пополнять недостающий баланс на рынке. Этим "чем-то" должен был стать российский бензин, но тут звезды продолжили свой ход — и стоимость российского топлива на границе с Казахстаном выросла с 517 до 573 долларов за тонну (данные опять же Минэнерго). Казалось бы — в чем проблема? Покупай у россиян оптом подороже — повышай стоимость литра на своих АЗС сообразно закупочной стоимости.
Так все лето мы тихо-мирно "проедали" запасы, которые Минэнерго рассчитывало сохранить к совпадению ремонтных фаз двух НПЗ. В этом нам активно помогали (и помогают) жители приграничных с нами регионов России и Кыргызстана. А как не помочь, когда граница — прозрачна, а на казахстанских АЗС 92-й стоит от 150 до 155 тенге за литр против 210-220 тенге в России и 190 тенге в Кыргызстане? Вы бы не рванули в такой ситуации за бугор заправлять авто? Я вас умоляю…
Ну и населению передается этот ажиотаж — и кто бензин начинает закупать впрок, заливая канистру-другую, а кто заливается на АЗС — и приторговывает им по большей цене с капота. Единственная подвижка — антимонопольщики наконец-то дали рынку гарантию, что они не будут возбуждать дела по сговору, коль скоро источник закупа свою отпускную стоимость увеличил. Оказывается, для этого надо было уволить вице-министра и зампреда правления нацкомпании: тут дело уже не в звездах, а в устройстве нашего чиновничьего аппарата и в его способности реагировать на изменения ситуации…