АСТАНА, 18 сен – Sputnik, Сергей Ким. Основатель компании Khan Comics Оразхан Жакуп вызвал большой интерес со стороны участников и гостей недавно прошедшего в Алматы кинофестиваля "Байконур". Небольшой мастер-класс, который несколько смущающийся публичного выступления Жакуп провел в перерыве перед оглашением победителей, приковал внимание несколькими фактами.
Во-первых, его комиксы – единственные казахстанские, даже более успешно продающиеся в России, чем в нашей стране. Во-вторых, Оразхан Жакуп научился монетизировать талант художников и сценаристов: производство пока чуждого для отечественного читателя продукта приносит реальный доход. В-третьих, недавно нашими комиксами заинтересовались китайцы и заключили договор о приобретении франшизы.
Что будет, когда наши бренды выйдут на миллиардный рынок – пока говорить рано. Но событие само по себе не из рядовых. Оразхан Жакуп рассказал Sputnik Казахстан, как студия первые годы работала в убыток, почему охотно берется за коммерческие предложения и даже за госзаказы, и чем казахстанский супергерой в корне отличается от американского.
- Сколько времени занимает создание одного комикса от появления идеи до печати?
— Комикс — это обычно 24 страницы и обложка. В том качестве, которое делаем мы, полтора-два месяца. Это в штатном режиме. То, что мы делаем на заказ, когда сроки горят, можем сделать за месяц. Но мы не будем спать, будем нервными.
- На Западе это происходит быстрее?
— Там это конвейер. Если у нас работает молодежь, люди, которые пришли недавно в индустрию, то на Западе есть династии художников, они с детства знали, что будут делать комиксы. Если мы делаем одну страницу в два дня, то там один художник делает три страницы в день. Зависит от качества рисунка: один художник делает черно-белый рисунок, другой в цвете, третий редактирует. Конвейер.
- Когда появилась студия KHAN COMICS?
— В декабре 2010 года.
- Сколько лет вы работали в "минус"?
— Года три точно.
- То есть вы уже четыре года работаете на самоокупаемости и получаете доход?
— Да.
- Основной доход приносят коммерческие заказы, а не художественные вещи?
— Да. То, что делаем мы (о художественных комиксах – прим. авт.), делаем для себя. Как ни странно, это приносит какой-то доход. Конечно, лучше сделать какой-то коммерческий заказ, и за месяц мы заработаем столько же, сколько за год зарабатываем со своих комиксов, сделанных для души.
— Шесть художников. Я — большой ребенок, и до 2010 года идея не двигалась с места, потому что я боялся всей бумажной работы, волокиты. Но как только супруга за это взялась, все пошло. Я больше арт-директор.
- У вас есть художественное образование?
— У меня нет высшего образования. Это классический пример, когда троечник в школе потом берет на работу отличников – но это исключение из правил, я не призываю быть троечником.
- Комикс – явление чуждое казахской и постсоветской культуре. Вам пришлось преодолевать непонимание этого формата?
— Мы очень долго с этим боролись, но сейчас Голливуд сделал за нас всю работу и показал даже руководителям больших компаний, что комиксы — это модно.
- Имеете в виду фильмы студии Marvel?
— Да, американцы умеют это делать – из "пшика" сделать событие.
- Ориентир для вас – это все-таки американская традиция комиксов либо японская манга?
— Ориентиры у нас и европейские, и американские, и японские. Они очень-очень дальше нас, но мы не копируем слепо, пытаемся делать что-то свое. Также наши ориентиры – видеоигры, фильмы… все это.
- Казахский стиль комикса постепенно формируется?
— Нет, казахского визуального стиля, чтобы кто-то увидел: "О, это из Казахстана!" — пока нет. Есть стили отдельных художников.
- Каким тиражом выпускаются вашей студией не коммерческие, а художественные комиксы?
— Мы делаем от 500 до 5 000.
- Это на внутренний рынок?
— Нет, на казахском языке до 1 000 экземпляров.
- На русском языке?
— В среднем тираж 2 000. Но несколько раз к некоторым комиксам мы делали допечатки.
- Почему в России ваши комиксы продаются успешнее?
— В Казахстане они продаются очень слабо, потому что нет физической точки продаж, только онлайн. Это связано с тем, что нашим бизнесменам неинтересно вкладываться в какие-то книжки с картинками. Они гораздо охотнее вложатся в кино.
- Но все-таки почему Россия стала страной основных продаж?
— Россия отстает от Америки по комиксам лет на 10-20. Казахстан отстает от России лет на пять. Сейчас в России идет третья волна интереса к комиксам и до нас доходят только отголоски. Бум у нас еще будет.
- Сколько комиксов поставляете в Россию?
— Цифры небольшие: одна отправка 100-150 килограммов. Я отправляю в килограммах (смеется), не знаю.
- Чем отличается американский супергерой комикса от казахского?
— Могу высказать только свое мнение. Если американский герой – это бывший аутсайдер, который незаслуженно получил свои силы, став богом силы или богом скорости, казахский герой опирается на почитание предков через шаманизм, обращение к аруахам, еще как-то. У нас есть своя культура.
- То есть у него и другая мотивация?
— Другая, но способности — они везде одинаковые. И отличие еще вот в чем. Если человек обижен, несет обиду внутри − получив силу, не станет никогда благородным. Человек должен расти, должен взращиваться, воспитываться родителями, чтобы, получив силу, использовать ее во благо. Из аутсайдера, как в американских комиксах, никогда не получится справедливого героя.
- Возможно ли, что в Казахстане комиксы обретут массовую популярность?
— Это все деньги. Сейчас мы живем в такое время, когда деньги делают все. Мы уже сталкивались с тем, что невозможное при появлении бюджета делается. Но я этим никогда не перестану заниматься. А случаи бывают разные. Кто-то урвал бюджет, кокешка ему спустил денег сверху, начинают их осваивать – а там такой "пшик". На моей памяти было несколько таких случаев.
- Вы о внезапно появляющихся конкурентах?
— Да, взяли 10 миллионов тенге, допустим, и все. Начинают переманивать наших художников, некрасиво себя ведут. "Мы вас съедим!" говорили, было даже такое. Но как только заканчиваются деньги, люди куда-то пропадают, ничего так и не сделав.
- Когда в 2010 году вы делали первый комикс, вам было страшно?
— Нет, это сейчас появляются страхи. Есть такое мнение, что все стартапы надо начинать до 30 лет, а после человек обрастает жирком, семьей, детьми и начинает просчитывать риски – а надо ли, может, нет? Но я застрявший в развитии вечный ребенок, поэтому страшно не было никогда. И моя "шизофрения" прогрессирует. Раньше это было больше похоже на хобби, которое стало приносить доход. Это моя детская мечта, которая осуществилась. Но в том заслуга и моей супруги. Вот, недавно она мне Playstation подарила. Она знает, что мне нравится, но совесть мне не позволяет, имея семью, тратить деньги на игровую приставку. И она мне сделала подарок (смеется).