Замечено, что осенью многие люди склонны совершать странные немотивированные поступки. Осенью человек беззащитен и особенно уязвим. Он еще не успел морально приготовиться к холодам и достать с антресолей теплую шапку с ушами, погода еще коварно шепчет, что лето бродит где-то рядом, что его можно поймать посредством отпуска в теплые страны, и это так успокаивает, а назавтра — бабах! — на землю со стуком падают первые заморозки, и все кончено. Иллюзии убиты наповал.
Вот взять хотя бы соседского дворника. Чтобы далеко не ходить. Этот замечательный человек приписан к некоей организации, расположенной неподалеку от моего дома, так что я имела возможность наблюдать за тем, как его пожирает экзистенциальный ужас, непосредственно из своего окна.
Всю весну и все лето дворник заступал на вахту в пять часов утра. Сквозь сладкий утренний сон, редкий как решето, я слышала бодрый "вжик-вжик" его метлы и, переворачиваясь на другой бок, засыпала еще крепче. Этот неугомонный труженик чисто-начисто выметал тротуар вокруг своей организации и примерно раз в десять дней подстригал кусты под окнами нашего дома. Очень красиво и профессионально подстригал, между прочим. Хотя его никто не просил.
"Какой прекрасный человек, этот дворник, — восторгалась я перед домочадцами, включая хвостатых. — Ведь наверняка КСК не платит ему за эти кусты. Но он делает это по велению сердца, просто потому, что не может иначе. На таких людях земля стоит! Мироздание, можно сказать, держится!".
Однажды утром я проснулась уже не от приятного "вжик-вжик", а от ругани и криков. Осторожно выглянула в окно. Красиво декорированные кусты исчезли, словно и не бывало. Вместо них в глаза бросилась унылая площадка с утрамбованной серой землей, кусками бетона, разбросанными ветками и окурками. На земле стоял низенький человек с садовыми ножницами в одной руке и топором — в другой, — и на пронзительных децибелах кричал как бы в никуда, но, на самом деле, адресуя свои послания, конечно же, работодателю: "Я — бип! — эти ваши кусты… Пошли вы — бип! — с этими вашими кустами. Засуньте — бип! — эти ваши кусты. Мне никто не платит за — бип! Бип! Биииииип!".
Экзистенциальный ужас внезапен и подстерегает нас на каждом шагу. Это еще датский философ Кьеркегор предупреждал.
Ежели кто из школяров по тугодумию своему сразу не врубится, как "чмякаться некузяво" или "пызявить пызявы", авторы-составители рекомендуют обратиться к словарю "Пусьек бятых". Родительская общественность вознегодовала. Министр Ерлан Сагадиев публично вступается за пусьек бятых и за новые учебники, припечатав критиканов железным аргументом, что, мол, моему ребенку нравится.
Несогласных заклеймили ретроградами и тормозами на пути прогресса.
… — Почему вы вырубили эти чертовы кусты, когда могли бы просто не подстригать их, раз вам не платят?— собралась я как-то с духом и спросила дворника при встрече.
— Так не доставайся же ты никому! — вскричал Герасим и швырнул в воду собачонку Муму.
Министра я просто так встретить, понятно, не могла и послала ему запрос через космос.
— Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, — пришел урезонивающий ответ. — Не бдан-бдан и не чмяк.
Вот и я думаю. Не бдан-бдан, конечно. Пережить бы эту осень как-нибудь без особых ментальных потерь. Скоро зима, сапиенсы, скоро зима…