АСТАНА, 19 июн – Sputnik, Асем Миржекеева. Еще со школьной парты всем нам известно о существовании неисчерпаемых источников энергии, которые должны в будущем использоваться человечеством. Эти ресурсы, которые могут не исчезать бесследно, а восстанавливать себя, сменят невозобновляемые источники энергии, такие как уголь, нефть и газ. Все о них слышали, но, − что они из себя представляют, простому обывателю сложно представить, тем более непонятно, как они влияют на политику и экономику мира в целом и отдельных стран в частности.
ЭКСПО – это также место рабочего вдохновения, оно предусматривает обширную деловую программу для экспертов в области возобновляемой энергетики мировой величины. Почти ежедневно для гостей, прибывших в Казахстан по деловой визе, предоставляется диалоговая площадка для обсуждения глобальных трендов в области возобновляемых источников энергии.
Sputnik Казахстан побеседовал с одним из участвующих в выставке экспертов — директором Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимиром Сидоровичем.
- Как давно человечество пришло к использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ)?
Человечество исторически использовало только возобновляемые источники энергии. К примеру, использовали ту же древесину для обогрева жилищ. Сегодня просто речь идет об использовании возобновляемых источников энергии на новом технологическом уровне, а в принципе все эти технологии старые. Даже если мы посмотрим на современные технологии – солнечную энергетику и ветроэнергетику, то эти технологии уже известны достаточно давно. А сегодня они достигли хорошей промышленной и коммерческой зрелости и стали активно использоваться массово.
- На выставке станы-участницы в большинстве случаев говорят о том, что именно их страна стала первооткрывателем, пионером в использовании того или иного возобновляемого источника энергии. К примеру, Испания говорит, что она стала первой использовать энергию ветра. Существует ли объективная статистика по странам?
В США также давно есть солнечная энергетика. До 2015 года абсолютным лидером по развитию солнечной энергетики была Германия, где очень плохие условия для этого.
Если говорить о Казахстане, то, насколько я знаю, 50% энергии к 2050 году должно производиться на основе возобновляемых источников энергии. Понятно, что цель с одной стороны, амбициозная, с другой, исходя из темпа развития технологий, в Казахстане эта цель может быть достигнута даже раньше 2050 года.
- Вы уверены? В нашей стране почти восемь месяцев в году приходится на зиму?
Тут вопрос не времен года и не температурного режима, а в объективном показателе солнечной радиации. Как раз-таки среднегодовой показатель солнечной радиации в Казахстане очень высокий. Неважно, зима или нет. Конечно, если много снега и он часто идет, то создается определенная нагрузка, возникают определенные требования к проектированию электростанций. Возможно, потребуются еще и операционные издержки, но солнечные ресурсы здесь замечательные, как впрочем и ветроэнергетический потенциал. Он очень высокий в стране.
- У самых крупных экспортеров нефти – арабов – как известно, солнечная энергия в избытке. Существует ли тенденция замены нефти на солнечную энергию в этих странах?
Да, там большой солнечный потенциал и энергопотребление в этих странах растет. Основное энергопотребление – это кондиционирование днем, как раз когда работает солнечная энергетика. Это очень рационально. Замещается потребление ископаемого сырья. Благо, технологии стали доступными для этого и достаточно дешевые. Им экономически рационально это делать. В том же Алжире месторождения природного газа постепенно иссякают, соответственно, ручеек экспортных доходов подсыхает. И они хотят сократить внутреннее потребление природного газа путем потребления солнечной энергии, чтобы больше иметь возможность экспортировать (газ). Если вернуться к Арабским Эмиратам, то на сегодняшний день рекордная цена в солнечной энергетике, и она составляет 2,42 американских цента за киловатт час. Это крайне низкая цена, с которой не может работать не один другой объект генерации.
- Какое влияние на рынок нефти могут оказать возобновляемые источники энергии, и не повлечет ли это каких-либо политических потрясений в некоторых странах, экономика которых держится на углеводородах?
Безусловно, какие-то политические изменения будут происходить, поскольку влияние стран-экспортеров традиционных ресурсов, конечно, будут мешаться. Потому что те страны, которые покупали ресурсы, постепенно будут обретать энергетическую независимость, что может изменить какие-то политические расклады. Но каких-то потрясений я не хочу прогнозировать.
- Существует ли какое-то политическое лобби у ВИЭ? Скажем, в США, например, солнечная энергетика занимает первое место по приросту установленной мощности. Значит ли это, что смена вектора уже обозначилась и все остальные страны будут в роли догоняющих?
Постепенный процесс смены вектора начался. Мы находимся в разгаре энергетической революции. Нельзя сказать, что она состоялась или закончилась. Идет постепенный процесс смены энергетического уклада.
Что касается политического (лобби), оно же и экономическое. Безусловно, с начала активности зеленого движения зарождались определенные политические партии, в первую очередь, в Европе, они продвигали и лоббировали. Сегодня развитие возобновляемой энергетики стало, так скажем, основной тенденцией экономики и политики, поэтому это не какие-то маргинальные политические группировки.
Дело в том, что возобновляемая энергетика стала очень крупной отраслью экономики, фактически очень значительной и очень влиятельной. Во всем мире в секторах возобновляемой энергетики работает 10 миллионов человек. Соответственно, это занятость, рабочие места. Поэтому политики эту отрасль поддерживают.
В США сейчас ситуация, может быть, станет сложнее. Там существуют резкие политические столкновения − позиция президента Трампа и позиция его противников. Поэтому определенная степень неопределенности, конечно же, на американском рынке присутствует. Мощное политическое лобби существует, но это не какие-то маргинальные партии и группировки. Возобновляемая энергетика стала мощным сектором экономики и потому имеет мощную поддержку.