АСТАНА, 23 авг — Sputnik, Елена Бережная. На карте сакральных мест Северо-Казахстанской области особым цветом выделены 14 объектов, но работа еще не закончена, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Над созданием североказахстанской карты совместно трудятся специалисты управления культуры, архивов и документации региона, а также сотрудники Северо-Казахстанского государственного архива.
"В качестве сакральных мест выступают природно-ландшафтные объекты, объекты религиозного культа, места памятных битв, жизни великих людей и другие памятники культурного и исторического наследия. При их выявлении мы, прежде всего, руководствуемся документальными материалами и сведениями о тех местах, куда люди идут на паломничество", — рассказала на презентации карты директор Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликова.
"Много документов, связанных с историей Северо-Казахстанской области, находится в архивах Омска, делают запросы и в Санкт-Петербург, и в Москву", — рассказал Баймуканов.
Собор Павла и Петра — наследие города
Петропавловский собор является одним из сохранившихся памятников архитектуры дореволюционного Петропавловска. Храм представляет собой образец исторической застройки провинциального купеческого города, характерной для конца XIX века, и является историческим наследием города.
После революции церковь пришла в упадок. Храм закрыли, обезглавили, превратили его в зернохранилище, затем в табачную фабрику. От нее осталась только одна стена. В 1946 году по просьбе верующих собор восстановили по найденным в архиве чертежам, заверенным Александром I и датированным 1813 годом. В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Жизнь в соборе активизировалась, увеличилось число прихожан. 11 июля 2012 года в Петропавловск из Алматы был доставлен ковчег с мощами святых апостолов Петра и Павла.
В карту сакральных мест внесена и "новая" мечеть, как часто называют горожане Центральную мечеть "Кызылжар". Построенные в середине XIX и начале XX столетий в Петропавловске здания двух мечетей уже не соответствовали своим требованиям. Тогда по многочисленным просьбам местных верующих в 2001 году в городе началось возведение новой мечети. Из-за нехватки денежных средств строительство затянулось. И лишь в 2004 году после посещения главы государства Саудовской Аравии возведение мечети было закончено.
Ее строительство проводилось на средства, выделенные саудовской стороной и пожертвованные мусульманами Северного Казахстана. Торжественное открытие мечети "Кызылжар" состоялось в 2005 году в присутствии верховного муфтия, архиепископа Акмолинской области Елевферия, акима области, а от имени мусульман азиатской части России присутствовал Ануарбек кажы Жунисов.
"Дом киргис-кайсацкого владельца Аблай Салтана"
Значится на сакральной карте и мемориальный комплекс "Резиденция Абылай хана", торжественно отрытый в 2007 году в Петропавловске.
Абылай — хан Казахской орды, один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. В середине XVIII века для всех соседних государств, включая Россию, хан Абылай был главной фигурой, определявшей их отношения с Казахским ханством. Ханом всех казахов признавали его и властители Китая.
Резиденция Абылай хана была расположена в Петропавловске в так называемом "Белом доме". Несколько поколений историков и краеведов вели поиск документов, которые бы подтвердили исторический факт строительства резиденции. В 2003 году при содействии посольства Республики Казахстана в Российской Федерации из архива МИД России были получены очень важные документы.
В частности, в предписании канцлера Воронцова от 1762 года сенату и коллегии иностранных дел говорится о направлении сибирскому и оренбургскому губернаторам указа о строительстве для султана Абылая "строений не в дальности от здешних границ". А особенно ценным было "Доношение в Коллегию иностранных дел от находившегося в Омской крепости генерал-поручика Шпрингера о построении киргис-кайсацкому владельцу Аблаю Салтану деревянного дома". К документу был приложен "План вновь построенного Киргис-Кайсацкой Средней Орды Аблай Салтанового дома".
Неразлучные батыры-защитники
Также к сакральным местам в городе комиссия причислила памятник батырам Карасаю и Агынтаю, воздвигнутый в 1999 году на Театральной площади. Прославились эти батыры тем, что в XVII веке защищали нашу землю от иноземных захватчиков. В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками хана Есима командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а Аргын-Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более 200 раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей.
Усадьба бабушки Валиханова
В этом же Айыртауском районе находятся еще два важных объекта: поселение Ботай и усадьба Сырымбет.
Усадьба Сырымбет — памятник деревянной архитектуры XIX века. Это родовое поместье Валихановых — прямых потомков казахского хана Абылая. Усадьба была построена для бабушки Чокана Валиханова Айганым по указу императора Александра I в 1824 году. В усадьбе прошли детство и юность Чокана Валиханова. Она состояла из дома с гостиной, школы, мечети, мельницы, жилого дома для прислуги, бани и хозяйственных построек.
Памятник одомашниванию лошади
О поселении Ботай, также включенном в список, можно рассказывать очень много. Об этом археологическом памятнике эпохи энеолита наслышаны далеко за пределами нашей области и даже страны. Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. С первого дня ученых удивило огромное количество костей лошади, найденных во время раскопок. Для работы были приглашены ученые-остеологи, которые занимаются изучением костей животных. Ими было исследовано около 133 тысяч костей лошади.
Результат оказался очень интересным: ученые пришли к мнению — ботайская лошадь была одомашнена. Это была настоящая сенсация, так как до сих пор считалось, что лошадь одомашнили гораздо позже. Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали ученые из многих стран, и их мнения совпадают — поселение Ботай является центром скотоводства в евразийских степях.
Святилище "Байкара"
"Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты — курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом", — пояснила агентству заведующая отделом археологии областного музея Римма Попович.
По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в V веке до нашей эры из различных материалов: камня, кусков дерна, дерева и глины.
"Можно с уверенностью говорить о том, что Байкара был святилищем крупного кочевнического объединения сакского времени на территории Северного Казахстана", — отметила Попович.
Как рассказала директор Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликова, внесли в сакральную карту и два захоронения.
"Одно из них находится в Жамбылском районе, селе Благовещенка. Это место захоронения Кожаберген жырау, известного акына, музыканта, батыра, полководца. В Есильском районе, в семи километрах от аула Булак, расположено захоронение Кулсары батыра — одного из сподвижников Абылай хана. Кулсары выступал за единство и мир между казахскими родами. Батыр известен и как аулие — святой. По преданию, он мог предсказывать надвигающиеся угрозы, лечить больных. К могиле аулие Кулсары приезжают в надежде избавиться от своих болезней и недугов не только североказахстанцы, но и жители других регионов страны", — рассказала Сауле Маликова.
Ранее предлагалось внести в список сакральных мест региона православный Храм всех Святых, Динмухаммедовскую мечеть, католический Храм Пресвятого Сердца Иисуса с алтарем "Звезда Казахстана" — безвозмездным даром казахстанскому народу от польских католиков, а также археологический памятник − Городище Ак-Ирий у села Долматово. Но на карте сакральных мест СКО на сегодняшний день их нет.
Однако директор областного архива Сауле Маликова отмечает, что работа над картой еще не закончена. По ее словам, на ней будут значиться порядка 40 объектов. В настоящее время сакральную карту области представляют в Астане, где проходят дни культуры северного региона.