АСТАНА, 16 авг — Sputnik, Сергей Ким. Многоголосый хор собравшихся в конференц-зале одной из алматинских гостиниц временами заглушает голос отбивающегося от нападок интеллигентного вида человека в деловом костюме – руководителя управления предпринимательства города Алмаса Мадиева.
"Все должно быть по закону!" – вполне вынужденно повышает голос раскрасневшийся Алмас Мадиев. Неожиданного гостя, норовившего поначалу занять скромный стульчик для слушателей, усадили за центральный стол. Так главный администратор городской предпринимательской активности превратился в спикера, которому тут же устроили настоящий допрос.
Цветочный бизнес под прессом закона
Кампания акимата под руководством Бауыржана Байбека по освобождению города от крупноформатных билбордов, заборов, а теперь и киосков, время от времени отсвечивала яркими заголовками в средствах массовой информации. Громко заявляли о себе рекламщики, впрочем, проигравшие суд, но продолжающие борьбу за свои билборды и права на них. Заборы сносили под еле слышный ропот горожан, а теперь о себе заявили владельцы алматинского цветочного бизнеса, который, по их словам, может умереть. Ни много ни мало, борьбой с предпринимателями называют они методы придания европейского лоска старому городу.
"С начала года у нас в городе присутствовало порядка 1 500 нестационарных объектов, в том числе порядка 100 цветочных магазинов. 1 300 объектов демонтированы самими предпринимателями, силами районов (районных акиматов. – прим.), данная работа проводится в рамках развития и модернизации цивилизованной торговли в нашем городе и для того, чтобы защитить наших предпринимателей от нездоровой конкуренции", — продолжает выступающий. При словах "цивилизованной" и "нездоровой" в зале слышится шорох. Но выступление продолжается. Стало известно, что многие объекты не являются плательщиками налогов, кроме того незаконно подключаются к электроэнергии, а реформа будет продолжаться всенепременно.
Предприниматели любят ссылаться на следующий факт: в 2006 году городской маслихат одобрил правила застройки города, согласно которым установка киосков и торговых павильонов запрещалась – исключение было сделано как раз для киосков по продаже цветов и газет. Правила утратили силу, новые не утвердили. А несколько лет назад исполнительные органы перестали продлевать договоры аренды, и владельцы киосков в одночасье оказались на птичьих правах. Пользуется ли этим акимат со своей реформой?
"Нас снесли месяц назад. У нас был договор аренды, с 2015 года нам не стали продлевать договор, а теперь нас обвинили в самозахвате земли, по крайней мере, меня. Обложили штрафами на 100 МРП. Сказали, что в суде мы можем обжаловать этот штраф. Мы подали в суд, но до конца не довели, так как считаемся недействительными, мы никто. И никто не стал нас слушать. Нас снесли без решения суда. Некоторым хозяйкам было плохо. У нас два цветочных павильона. Нас уничтожили", — рассказывает она. На фоне нашей беседы раздаются новые выкрики – спор с главой управления доходит до кульминации.
Небольшой опрос показывает — предприниматели, чьи киоски еще не сравняли с землей, настроены на боевой лад, но уже с заметным пессимизмом.
"У меня павильон. Я занимаюсь автострахованием. У меня просто земельный участок. … Как мне в акимате сказали: "Государство не нуждается в ваших услугах". Два месяца назад ко мне тоже пришли с уведомлением. Меня еще не снесли, я еще борюсь. Но мне говорят – снесут, и это дело времени", — говорит Татьяна Черкашина.
Срок ее договора аренды земельного участка закончился в 2010 году. После чиновники обещали оформить право индивидуальной частной собственности на тот же клочок земли, что женщина и пыталась все эти годы сделать. Безрезультатно. Под ногами у собеседницы огромный чемодан, доверху набитый документами: разрешительными, запретительными, официальными письмами и ответами. Чемодан она носит, по-видимому, для журналистов, любящих наглядность и хороший визуальный ряд. Среди телекамер, и правда, не протолкнуться.
Пресс-конференция продолжается. Алмас Мадиев рассказывает о предложенной акиматом альтернативе. В распоряжении бизнесменов вместо снесенных киосков окажутся пустующие торговые площади на первых этажах многоэтажек и бутики в крупных торговых центрах.
"Вы говорите, чтобы мы пошли на торговые площади. Если бы там шла торговля, мы бы сейчас бежали туда все вместе. Не идет, не получается там! Вы нас не слышите?! Мы, "цветочники", хотим пойти навстречу власти, вы тоже пойдите! Давайте решим эту проблему – будем стоять придорожно, на определенных участках, продолжать платить налоги, за аренду земли, поставим однотипные павильоны, какие вы скажете! Но вы поймите, не пойдут наши цветы в этих торговых домах!" – вторит коллеге владелица цветочного киоска Лала Метилова.
Все ради туризма и инвестиций?!
С Алмасом Мадиевым мы начинаем говорить в лифте, а продолжаем уже на улице. Времени мало, успеваю задать всего несколько вопросов.
- Говорят, невыгодно торговать цветами в больших центрах. Что Вы думаете об этом?
— Это рынок покажет. Цивилизованная торговля всегда развивается и будет развиваться. Если бизнес отсутствует на улице, он переходит внутрь. Поверьте, прежде, чем проводить реформу, мы изучили систему, 90% — это сокрытие доходов, и это проходит мимо казны. Мы за то, чтобы и им условия предоставить, и чтобы они являлись законными налогоплательщиками.
- Опыт каких стран учитывался? В каких странах продают цветы в торговых центрах?
- Предприниматели говорят, что эта мера в пользу владельцев торговых домов с пустующими площадями…
— Ни в коем случае, никаких интересов здесь не предусматривается. Посмотрите – что это такое, разве это правильно? (показывает через дорогу на газетный киоск и старую остановку) Разве это правильно? Мы хотим привлечь в город большой туристический поток. Таким форматом мы, наоборот, отталкиваем. Мы делали опрос среди туристов. Они говорят – город какой-то устаревший. Мы должны с этим бороться, должны привести город в соответствие, чтобы он был привлекательным инвестиционно и туристически. Эта реформа на это и направлена.
— Да… Люди, крупные мировые бренды смотрят, в первую очередь, на внешний облик города, на состояние города. Если у нас нет порядка в городе, как мы можем наладить с ними работу?
- В случае, если у "цветочников" торговля в ТЦ не пойдет, можно ли будет говорить о смерти цветочного бизнеса в Алматы?
— О смерти цветочного бизнеса в Алматы говорить не надо и нельзя. Потому что всегда мы предлагаем осмысленное, нормальное решение по этому вопросу. Поэтому данный бизнес будет присутствовать в городе, но будет в более цивилизованном формате.
Встреча Алмаса Мадиева закончилась фактически ничем: его версию развития ситуации собравшиеся уже слышали, как и он неоднократно слышал аргументы предпринимателей. Главное – стало ясно окончательно, акимат позицию по реформе, как назвал масштабную кампанию глава управления, не сдаст − хотят этого оказавшиеся в рискованной для бизнеса ситуации "цветочники" или нет.