Сначала "Мы из Сандыктау", теперь "Мажоры". Чем отечественный зритель все это заслужил, неведомо, однако июльский фестиваль казахстанского кинотрэша продолжается.
С другой стороны, обычный зритель, возможно, и не замечает происходящего – к примеру, накануне вечером в зале было три человека, включая меня. Спасибо, кстати, людям, пришедшим раньше, за то, что сеанс состоялся – а то пришлось бы искать новое "окно" для ознакомления с творением продюсера и автора идеи "Мажоров" Марселя Махмуди, генерального продюсера Анар Рустемовой, режиссера и сценариста Жанибека Гусманова и еще одного соавтора сценария Еркена Губашева. Думаю, этим списком можно ограничить круг лиц, ответственных за появление фильма, открыто пропагандирующего и восхваляющего многократные нарушения законодательства Республики Казахстан. Каким образом вот ЭТО (слово фильм по отношению к "Мажорам" более употреблять не имею права) вообще получило в профильном министерстве прокатное удостоверение, остается только догадываться.
Как нетрудно понять из названия (и тем более из трейлера), "Мажоры" — это полуторачасовой рассказ о представителях так называемой "золотой молодежи" и их непростой судьбе. Главных героев трое, но самый главный из них, угадайте, кто? Конечно же, Марсель, которого сыграл Марсель Махмуди.
В 17 лет у Марселя есть ночной клуб "Марсель", после утреннего заплыва в бассейне он пьет воду "Марсель", а играя в футбол, надевает форму "Барселоны" с номером 10 и именем Marsel на спине. Ночной клуб при этом называется с легким французским флером – Marselle. Хотя по-французски правильно Marseille, но это уже мелочи жизни и образования. Довершает марселизацию происходящего на экране мяч футбольного клуба "Марсель", который пытается чеканить главный герой. Являющийся при этом фанатом "Барселоны". Марсель спит на белье с символикой "Барселоны", над кроватью висит флаг "Барселоны", а над столом – фото Иньесты, Хави и Месси. Но мяч – "Марселя". Возможно, здесь скрыта легкая ирония: Марсель пинает "Марсель".
Наиболее же явственно увлечение режиссера творчеством Линча ощущается, когда в концовке ни с того ни с сего пропадает главная героиня. Девушка по имени Камилла, которую Марсель снимает в своем же клубе самым примитивным способом. Камилла влюбляется в Марселя, он вроде бы тоже, а в финале Камилла исчезает, будто бы ее и не было.
— Я так рада за тебя. Ты, наконец, нашла своего единственного.
— Это ты про кого?
— Про Марселя, конечно. А мне вот такое чувство, как любовь, незнакомо уже давно, с 8-го класса.
В другой сцене главный злодей и по совместительству друг Марселя, 17-летний оболтус Даник, вечно ходящий с пистолетом Макарова за поясом и телохранителем для надежности, "упирает" третьего товарища, боксера Багу, временным отходом от "пацанских понятий", по которым тот привык жить.
У каждого из них есть крутая тачка. Самая крутая – угадайте, у кого? Бинго! Напомню, водительские права в Республике Казахстан выдаются с 18 лет. Героям по 17, что прямо проговаривается в сценарии. То есть ездят они либо без прав, либо по фальшивым документам – впрочем, учитывая, какие связи у отца Марселя в полиции, это неудивительно.
Похожая история с ежедневным употреблением алкоголя, который несовершеннолетним в клубе Марселя предоставляют без проблем. Ценителей, правда, из мажоров пока не вышло, поэтому они заливают в себя какое-то непотребное и совершенно немажорское пойло.
А когда в клуб, реагируя на сообщение о наркотиках, нагрянула полиция, отец Марселя (тоже, кстати, позиционируемый, как положительный персонаж) повел себя, как подобает человеку его статуса. Среди ночи он вытаскивает из постели полицейского генерала, который, в свою очередь, вызывает проводившего рейд майора. Майору достается от обоих агашек за то, что тот вообще посмел сунуться в клуб сына самого отца Марселя!
Далее отец Марселя поступает чрезвычайно последовательно: он идет в комнату сына и распекает отпрыска за то, что тот шляется по клубам. На самом деле Марсель ходит только в один клуб – названный его именем, и где он, вроде, как хозяин, и который ему, совершенно очевидно, подарил отец. Возникает когнитивный диссонанс. Ну, мы же не будем предполагать, что Марсель откладывал деньги на клуб с завтраков, пусть даже и мажорских.
Так вот, у бедной (в социальном смысле – она не мажорка как раз таки) девушки Кымбат, мечтающей стать медиком, погибают родители. Что она делает? Идет по магазинам, в салон красоты и тусит с мажорами. У Баги-боксера тяжело больна сестренка. Что он делает? Каждый день тусит с мажорами. Ту самую Салтанат, что не знала любви с 8-го класса, сбивает машина, девушка попадает в больницу. Что делают мажоры и ее подруга Камилла? В тот же день едут отдыхать и любоваться горными красотами на фазенду отца Марселя. "Фазенда", кстати, это цитата.
В общем, там, где у нормального человека присутствуют ум, честь и совесть, у героев "Мажоров" космических размеров пустота.
P.S. На десерт редким зрителям, досидевшим в зале до конца, предлагается самая веселая часть – титры. То, что человек, их набиравший, не имеет понятия о дефисе, еще можно понять и простить. Но неизвестно, что делать с такими должностями и ролями, как "Отец Марсель", "Мать Марсель", "Друг отца Марсель Рашид", "Генерал полиций", "Окружения Марсель", "Авторы сценрия", "Сведения звука". Снимая пафосное псевдокино, мажоры сэкономили на корректоре для титров. Грусть, печаль, тоска.