Платон Беседин, писатель, публицист – для Sputnik
Приятно, что КВН расширяет географию игр. Раньше Летний кубок регулярно проходил в Сочи, в 2016 году он состоялся во Владивостоке, а в этом году уже — в Астане. Причем переговоры о том, чтобы провести данную игру в Казахстане, шли еще с 2006 года.
"Нурлан Коянбаев — казахстанский Эрнст"
Тем приятнее, что сейчас все они люди, как принято говорить, успешные. Тот же Нурлан является генеральным продюсером РТРК "Казахстан".
Как пошутил на пресс-конференции Азамат Мусагалиев, капитан команды из Камызяк, "сегодня мы будем играть против казахстанского Эрнста". Как известно, Азамат сам казах, и в его команде, ставшей чемпионом в 2015 году, казахская составляющая также очень и очень сильна.
Звездные составы
На 55-летие сыграли такие легендарные команды, как "Новые армяне" с Гариком Мартиросяном, "Сборная Пятигорска" с Семеном Слепаковым, "Утомленные солнцем" с Михаилом Галустяном и Александром Ревой и многие другие. Пожалуй, ни в одной игре в мире нет столь звездных составов, которые собираются не просто поностальгировать, а, действительно, биться за первенство. Это как если бы в футболе рубились на поле во время специального кубка: Аргентина − Марадоны, Бразилия − Пеле, Болгария − Стоичкова, Италия − Дзоффа и Франция − Платини.
Тут мне вспоминаются слова Семена Слепакова, человека, достигшего в юмористическом жанре, казалось бы, всего, собирающего аншлаги в концертных залах и клубах, и сказавшего после игры на 55-летие КВН: "Подготовка к 5 минутам выступления стала самой сложной, что я делал в жизни за последние 10 лет".
Однако КВН – это, действительно, колоссальная работа. Это репетиции не просто каждый день, а каждый час. Это необходимость за ночь до игры писать новый сценарий. Это постоянное совершенствование себя. Я знаю, о чем говорю, потому что поиграл в региональных лигах, и даже мы выкладывались максимально, жертвуя и работой, и семьей. Что говорить об участии в высших лигах, где не остается времени больше ни на что.
Игра миллионов
Зрителю сегодня мало шутки, мало интеллектуального замечания – он требует масштабных полотен, где все должно соответствовать максимальным запросам: от картинки до подачи. КВН сегодня – это и огромная съемочная площадка, и молодежное движение. КВН расширился, разросся, задав максимальную планку, но вместе с тем как-то сузилось поколение – кажется, что оно не столь ярко, талантливо, как раньше.
Однако именно мощь КВН заставляет и начинающих, и уже успешных людей снова и снова возвращаться в Игру, занимаясь, казалось бы, неблагодарным делом. Для чего им это? Деньги? Эфиры? У них и так все это есть – странно было упрекнуть в погоне за деньгами или эфирами того же Мартиросяна или Галустяна. Нет, то, что выводит их на сцену, и есть дух КВН, его мощь, его энергия. И это невозможно вытравить, растерять.
Азиатский тренд в КВН
Именно в Азии сегодня развивается и ширится движение КВН, и речь не только об уровне Лиг, но и о росте числа молодых квнщиков. И заметьте, все они играют на русском языке.
Все они прекрасно понимают не только свои внутренние, но и общероссийские реалии (столица планеты КВН – все же Москва). Это значит, что эти молодые люди остаются в том же ментальном, информационном поле, что и ребята из России, Беларуси, Грузии. КВН играет сегодня на постсоветском пространстве роль проводника идей, смыслов, объединяющих людей и страны между собой.
Но приходит КВН – и мы становимся чуточку ближе. Казахи, грузины, белорусы, азербайджанцы, осетины приезжают в Москву и шутят на всем понятные темы. А потом российские команды приезжают в Астану, Бишкек и говорят там на понятном языке. И в этом нет никакой политики, если не считать таковой гимн дружбе и общему языку, в основе чего выступает юмор, когда весело и находчиво говорят, на самом деле, о весьма важных (и порой самых сложных) вещах.
За это мы и ценим, любим КВН. И радуемся, когда ребята из Астаны приезжают в Москву и поют блистательную песню, смысл которой одновременно гениален и прост: все кулаки в мире превратить в ладони. Собственно, КВН и есть та сила, что превращает любые, даже самые крепко сжатые кулаки в открытые ладони.