АСТАНА, 9 мая – Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске живет самый молодой в Северном Казахстане, а может быть и во всей республике, ветеран Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года 11-летний Иван Пилипеев сбежал на фронт сражаться с фашистами, бил их до самой Победы и даже после нее. Мальчишка участвовал не только в освобождении от фашистских захватчиков родной страны, но и прошагал с боями пол-Европы!
Поехал бить Гитлера
"Я хорошо помню, как мы играли в войну, дрались сделанными из деревяшек саблями, кричали: "Внимание, внимание, на нас идет Германия!", — говорит Иван Павлович. – А потом — бац! − и все это стало явью: по радио объявляют о вероломном нападении на нашу страну. Через какое-то время я решил бежать на фронт. Ну, думаю, старшие братья в армии, а я что? Я не знал, где именно они воюют, но надеялся их встретить. Других детдомовских ребят подбивать на побег не стал, вообще никого в свои планы не посвящал, боялся, что проболтаются. На вокзале тайком пробрался в товарняк, который шел в сторону Челябинска. Залез на платформу, где были уложены тюки с сеном. Ночью в пути они загорелись, видимо, попала искра от паровоза. Я проснулся, смотрю: все кругом горит. Страшно. Пожар, правда, быстро потушили, меня при этом не заметили. Словом, мне удалось благополучно добраться до Челябинска, а там я увидел отправлявшийся на фронт танковый эшелон. Снова незаметно прошмыгнул, спрятался между танком и снарядами. Так и доехал до самого Куйбышева, где меня, в конце концов, обнаружил дежурный по составу".
Офицер хотел тут же отправить "зайца" обратно. Но заступились танкисты, которых восхитила смелость одиннадцатилетнего мальчишки, решившего "бить Гитлера". К тому же Ваня сразу показал характер, заявив: "Сегодня отправите, завтра я снова убегу!". Тогда Ивана определили в запасной полк, дислоцировавшийся в Лисках.
"Там меня поставили на все виды довольствия, подогнали под мой размер форменное обмундирование, маленьких сапог сразу найти не смогли, выдали обмотки, которые я носил с ботинками, — вспоминает Иван Павлович. – В запасном полку бойцы учились, тренировались. Я там был кем-то вроде подсобного рабочего: принести, унести, убрать, подмести. Я точно исполнял, все, что мне поручалось, но продолжал настойчиво проситься на передовую. В декабре 1942 года меня перевели в 92-й стрелковый полк 28-й гвардейской дивизии".
Сын полка
Особенно были тяжелыми бои за венгерскую столицу. Иван Павлович запомнил узкие мощеные улицы, по которым один танк мог продвигаться с большим трудом, и ощущение особой опасности, которая подстерегала за каждым углом. Предугадать, из какого окна откроет огонь затаившийся враг, было невозможно. Там, недалеко от Дуная, Иван Пилипеев получил контузию. Говорит, взрывной волной его отбросило почти на десять метров от места, где стоял. Ноги страшно болели, но юный боец двинулся дальше, на Вену.
Он мечтал о военной карьере. Однако военком Петропавловска, внимательно изучив красноармейскую книжку, сказал: "Сын полка, значит… Так вот, сынок, учись лучше мирной профессии", − и дал направление в железнодорожное училище. Так Иван Пилипеев стал сначала кочегаром, потом помощником машиниста, затем и машинистом паровоза, тепловоза, электровоза. Водил составы в Макушино, Исилькуль, Курган, Омск. А всего проработал в Петропавловском отделении Южно-Уральской железной дороги 46 лет.
Труба зовет
Своих братьев на фронте Иван Пилипеев так и не нашел, позже выяснилось, что Леонид погиб еще летом 1941 года. Степан, несмотря на тяжелые ранения, выжил и вернулся в конце войны в Северный Казахстан.
"А вот земляков своих на фронте встречал, — вспоминает Иван Павлович. – Одного – в украинском городе Первомайск, другого — во время переправы через Буг. Немцы мост взорвали, а наши должны были переправить на тот берег реки и людей, и технику на понтонах. Все это под непрекращающимся обстрелом. Жутковато было. Вот там я и увидел дядю Рому Новикова. Особо разговаривать было некогда, но он мне успел сказать, что его сын также воюет, он – юнга на Северном флоте. Представляете, спустя годы, мы с ним встретились в Петропавловске на 9 Мая, когда оказались в сводном духовом оркестре города! Оба играли на трубе, я – в коллективе своего родного депо, он – на заводе имени Кирова. Вот такие удивительные повороты судьбы".
Иван Павлович говорит, что тогда почти на каждом крупном предприятии города была и своя спортивная команда, и свой музыкальный коллектив. В духовом оркестре железной дороги, который считался одним из лучших в Петропавловске, насчитывалось более 10 человек. Еще обучаясь в училище, Пилипеев решил освоить трубу, и через пару лет уже играл на разных танцевальных площадках города. Потом стал неизменным участником всех значимых мероприятий, проводимых в Северо-Казахстанской области. Его всегда включали в сводный духовой оркестр, который открывал парад Победы на 9 Мая. Последний раз играл на центральной площади "Прощание славянки" в начале девяностых…
Ради мира на земле
К слову, в укрепление мира Иван Павлович внес весомый вклад не только во время войны. На протяжении многих лет он перечислял часть свой зарплаты в Советский фонд мира (за что имеет два почетных знака). Каждый год Пилипеев безвозмездно совершал десятки поездок, а к сорокалетию Победы провел 60 поездов.
На долю Ивана Пилипеева выпало немало тяжелых испытаний, но себя он считает счастливым человеком. За Родину честно дрался, всю жизнь занимался делом, которое по-настоящему нравилось. Воспитал трех замечательных дочерей, одна из которых под влиянием отца выбрала профессию музыканта. К сожалению, их мама, первая супруга Ивана Павловича, рано ушла в мир иной. Судьба свела фронтовика с другой хорошей женщиной – Любовью Макаровной. Она работала медицинской сестрой в городской детской поликлинике. Вместе супруги уже около 30 лет. Самые желанные гости в их доме – восемь внуков и 10 правнуков. Некоторые из них живут сейчас в России, но про своего геройского деда никогда не забывают.