АСТАНА, 9 мая — Sputnik. В многотысячной акции "Бессмертный полк", которая прошла в Алматы, сегодня участвовали родственники легендарных героев Великой Отечественной войны. Одна из таких участниц − Баян Молдагулова, двоюродная сестра знаменитой Алии Молдагуловой. Алия Молдагулова — снайпер, уничтожившая 78 немецких врагов, чье имя увековечено в истории, фильмах и школьных учебниках как бесстрашного и доблестного воина с несгибаемым характером. Sputnik Казахстан успел задать несколько вопросов Баян Молдагуловой, родители которой в детстве взяли на воспитание будущую героиню Алию. Двоюродных сестер кроме родственных уз объединяет и поразительное внешнее сходство.
- Алия Молдагулова — это моя старшая двоюродная сестра, после смерти ее мамы она воспитывалась у моих родителей – Абубакира Молдагулова и Сэн Молдагуловой. Я родилась в 50-е годы, саму Алию я поэтому не знала.
- А что об Алие рассказывали родители?
- Родители рассказывали, что она была очень умной, целеустремленной, храброй девочкой. И этот характер воспитал наш отец. Отец наш был военным человеком, был жестким, дисциплинированным. И она это впитала, но, видимо, и гены были такие. Когда папа привез ее в пятилетнем возрасте в Алма-Ату, тогда родители жили на проспекте Ленина дом 15 (ныне проспект Достык – ред.), она не знала русский язык. И в течение года отец обучил ее русскому языку, грамматике. Алия была отличницей в школе, находилась в центре всех школьных событий, она первая девочка-казашка, которая побывала в Артеке в 1940 году.
Отец в 1934-м переехал с семьей в Москву, он учился в военно-транспортной академии. В 1938 году они переезжают в Ленинград. Алия полюбила этот город. Когда началась война, отца как военного сразу отправили в Ташкент. Он служил в железнодорожных войсках, а мама осталась с тремя маленькими детьми и с Алией. Они ждали наступления каникул и переезда в Ташкент, но началась война. Алия до последнего говорила, обещала, что уедет со всеми. Но когда семья эвакуировалась в Ташкент, она на перроне сказала тете: "Тетя, я остаюсь в Ленинграде". И мама, конечно, вся в слезах: "Алия, как так?! Ты же обещала, что уедешь с нами!". Но она была такая девочка, понимаете: сказала – сделала. Ей было всего 15 с половиной лет. Говорит: "Война закончится, я приеду обязательно, я люблю этот город, и пойду на защиту этого города”".
- Тетя Алии, то есть ваша мама, уехала с детьми, а сама Алия осталась на перроне. Как она жила одна?
- Понятно, что для вашей семьи это особенный праздник. Есть ли у вас какие-то семейные обычаи, связанные с именем Алии Молдагуловой?
- Когда была жива моя мама, ее вторая мама, каждый год, а Алия родилась 25 октября, в нашей семье отмечался ее день рождения. Мама делала шелпеки (лепешки– прим. ред.), приглашала родственников, соседей. С детства мы знали кто это, потому что портрет, сколько я себя помню, висел на главном месте. Поэтому Алия для нас очень многое значит.
- Кто-то пошел по военной стезе в вашей семье?
- Мой родной брат, Макс Молдагулов, окончил с отличием погранучилище здесь, в Алматы. Он служил на пограничной заставе, сейчас, к сожалению, его уже нет.
- Алия Молдагулова в искусстве: интересует достоверность образа и истории – Вам нравится, как ее образ отражается художественно?
— Нравится, но в фильме "Снайперы" есть немного неточностей. На самом деле Алия была очень близка с моей мамой, они очень друг друга любили. И в каждом письме Алия писала Сапуре, сестренке моего отца: "Сапура, передай, пожалуйста, тете от меня пламенный привет! Как она, как дети?". Всегда на первом месте она была. А в фильме это искажено, это немного расстраивает. И еще одна небольшая неточность — говорится, что она воспитывалась в детском доме. Вы поймите, в Ленинграде был детский дом, а она сама с Актюбинской области, с поселка. Как бы эта девочка оказалась в Ленинграде, если бы не семья? Она в детдоме не воспитывалась.