Александр Губерт, специально для Sputnik
Действительно, первый полет человека в космос, совершенный советским космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, стартовавшим с казахстанской земли 12 апреля 1961 года, обессмертил и его имя, и нашу большую страну, и казахскую землю.
Мусор в Галактике
Достаточно часто из Центра управления полетами приходит информация, что Международная космическая станция (МКС) совершила маневр на орбите с целью уклонения от летящих объектов.
Такими объектами могут быть и небольшие метеориты, которых на этой высоте не так уж и много. Гораздо большую опасность представляют собой искусственные объекты, так называемый космический мусор — обломки или детали отработавших и разрушившихся космических аппаратов, ступеней ракет, разгонных блоков. И этот мусор, которого на орбите за почти 60 лет накопилось огромное количество, как раз и представляет серьезную опасность и для самой станции, и для космонавтов, работающих в открытом космосе.
Практически все крупные космические агентства — NASA, ESA, Роскосмос, Китай ведут катологизацию этих объектов. Наблюдение, подсчет, определение орбит, скорости и других параметров космического мусора выполняют астрономы.
Этим занимаются наблюдательные астрономические обсерватории практически во всех странах, где они есть, в том числе и в Казахстане.
Только спустя много лет перестало быть государственной тайной, что эти работы были проведены в интересах министерства обороны СССР, то есть речь шла о военных спутниках.
Быстрее скорости звука
Количество аппаратов и элементов космического мусора в околоземном пространстве растет из года в год. Такая ситуация, по оценке специалистов, со временем будет лишь усугубляться, поскольку с развитием нашей цивилизации постоянно увеличивается потребность в количестве и качестве информации, получить которую удается лишь с помощью космических аппаратов (телекоммуникации, метеорологические наблюдения, навигация, мониторинг в рамках обеспечения государственной безопасности, контроль и предупреждение чрезвычайных ситуаций). Усложняют ситуацию и законы небесной механики.
И это дополнительно к тем тысячам мелких фрагментов, которые уже находятся в опасной близости от работающих космических аппаратов и орбиты МКС. Средняя относительная скорость их взаимного пролета составляет около 10 км/с. И столкновение любого из этих объектов с действующим космическим аппаратом может повредить его или даже вывести из строя.
Международное сотрудничество
По словам директора АФИФ Рашита Валиуллина, данная задача сейчас является для института приоритетной. А это целый комплекс мероприятий: разработка новых оптических систем, адаптация и усовершенствование имеющихся оптических средств наблюдений, автоматизация с последующей роботизацией как самих систем и процесса наблюдений, так и анализа полученной информации, постоянное усовершенствование программного обеспечения и алгоритмов, подготовка новых квалифицированных кадров, налаживание международного сотрудничества.
Кстати, о международном сотрудничестве. В результативной работе казахстанских астрофизиков международное научное сообщество весьма заинтересовано. Причина проста — между Восточной Азией и Европейской частью материка наши наблюдательные базы и ученые — единственные, кто может проводить астрономические наблюдения соответствующего уровня.
Президент "Национального центра космических исследований и технологий" Чингис Омаров, в составе которого работает АФИФ, считает, что мониторинг околоземного космического пространства является очень весомым вкладом Казахстана не только в мировую науку, но и, без преувеличения, в обеспечение безопасности всего человечества. Ведь от бесперебойной работы космических аппаратов сегодня зависят целые отрасли промышленности и экономики — связь, транспорт, навигация, передача данных, функционирование финансовых систем и многое другое.
Да и метеоритная опасность для нашей планеты — не пустая страшилка. Еще свежо в памяти совсем недавнее падение Челябинского метеорита. Поэтому нам не остается иного выбора, кроме как развивать и модернизировать имеющиеся наблюдательные базы.
Телескопы не стареют!
В Астрофизическом институте им. В.Г.Фесенкова действуют Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория (ТШАО) и Обсерватория Ассы-Тургень. Историческая Обсерватория на Каменском плато, с которой все начиналось более 60 лет назад, сегодня мало пригодна для наблюдений. И не только по причине устаревшего оборудования — телескопы не стареют! Всему виной сильная "засветка" от городских огней ночью и, увы, алматинский смог.
А вот два телескопа ТШАО полностью автоматизированы и позволяют проводить наблюдения дистанционно, что значительно увеличивает эффективность работы этих инструментов. Масштабные работы ведутся и в Обсерватории Ассы-Тургень.
В планах института — до 2020 года развернуть еще один передовой комплекс, который позволит проводить наблюдения низкорбитальных объектов, таких, например, как мини-спутники. Внимание к их возможностям уделяется во многих странах. Ведутся переговоры с университетами и центрами Японии, налаживается сотрудничество с Республиканским центром космической связи и российским Институтом прикладной математики им.Келдыша, а также с другими научными центрами.
12 апреля — не только Всемирный день авиации и космонавтики или Международный день полета человека в космос, но и день Науки. Так что у казахстанских астрофизиков — двойной праздник.