АСТАНА, 16 мар — Sputnik, Сергей Ким. Приговор по делу четырехлетней давности прозвучал сегодня в Алмалинском районном суде Алматы. Безутешный отец Фархат Агишев с осени 2012 года пытался доказать, что его 21-летняя дочь Диляра, попавшая в больницу после страшной аварии, погибла, не получив своевременную медицинскую помощь. И у него это получилось, правда, только частично.
Виновны, но свободны
Осужденные — три врача Больницы скорой неотложной помощи Алматы, которые продолжают работать, некоторые, однако, поменяв учреждение. Медики заметно волновались — напряженно замерли, потупив взгляд. Стоять пришлось недолго: была оглашена только вводная и резолютивная части приговора.
В документе также отмечено, что меру пресечения — залог в отношении подсудимых − необходимо отменить немедленно, залоговое имущество, денежные средства возвратить залогодателям, гражданский иск потерпевшего Агишева о возмещения морального вреда удовлетворить частично, взыскать с подсудимых солидарно в пользу потерпевшего Агишева Фархата возмещение морального вреда в размере 2 миллионов 269 тысяч тенге.
Фархат Агишев, который на процессе вел себя оживленно и напористо, вдруг поник. Руки его выдавали эмоциональную тяжесть происходящего: пальцы начали трястись вместе со случайной бумагой в них. Каким-то грудным голосом после оглашения Агишев обратился к судье с вопросом.
— Я не совсем понял… То, что подсудимые признаны виновными по статье 114 части 4, дальше я не понял: они осуждены как виновные в совершении преступления?
— Понятно, — еле слышно произнес Агишев, глядя в стол.
Врачи остались явно недовольными приговором.
"Мы будем обжаловать, мы не боги, мы врачи. Мы делали все возможное. Мы все врачи высшей категории, мы все делали", — сказал Бахтияр Бектурсинов, когда корреспондент Sputnik Казахстан нагнал осужденных на выходе из здания суда.
Жангельды Сулейменов, Бахтияр Бектурсынов и Марс Байниязов на прошлом заседании, во время предоставленного последнего слова, призвали суд принять справедливое решение. Вину при этом никто из них не признал. Их общая точка зрения, которую ранее озвучила адвокат Гаухар Салимбаева: Диляра Агишева погибла от травм, несовместимых с жизнью, а медики не при чем.
"Приговор я буду обжаловать обязательно. Даже если бы судья вынесла самый строгий приговор по этой статье, потому что когда дело через год и четыре месяца было возбуждено по 114 статье, это со стороны следственных органов ДВД было брошено мне как "подарок". Планировали, что быстро это дело прекратится за отсутствием вины. Я хотел бы особо остановиться на словах судьи об истечении срока давности", — сказал уже взявший себя в руки Фархат Агишев.
Хождения Агишева
Отец погибшей в БСНП Диляры Агишевой сделал дело поиска виновных в смерти дочери смыслом своей жизни. И его рассказ — это повествование о сотнях страниц жалоб, о километрах, исхоженных от кабинетов к кабинетам, о десятках часов бесед с людьми, причастных к расследованию, о потраченных нервах. Четырьмя годами не жизни, а существования называет Агишев все это время.
"Моя дочь умерла в больнице от внутрибрюшного кровотечения из-за бездействия врачей. Когда на протяжении долгого времени пытались установить, от чего она умерла, и проводили экспертизы, и несколько экспертиз были ложными, то следствие пошло по ложному пути. В настоящее время неважно, от какой именно травмы моя дочь умерла. Она умерла из-за бездействия врачей, бригады врачей дежурного покоя БСНП. (…) С 2:40 — времени прибытия в больницу, до 2:55 — когда ушла бригада "скорой", моя дочь лежала в коридоре приемного покоя и никто ей ничего не делал. Единственная процедура — фельдшер держала капельницу с физраствором", — рассказал мужчина.
По словам Агишева, ему непонятны слова судьи об истечении срока давности. Отец погибшей рассказал, что уголовное дело было возбуждено только 13 февраля 2014 года, то есть через год и четыре месяца после произошедшего. Затем сменились два следователя, оба прекратили дело "в связи с невозможностью установить виновных".
"12 января 2016 года они пришли к моей жене на работу, пытались ее убедить в том, что отсутствует какой-либо состав преступления и что смысла нет", — вспоминает Агишев.
Мужчина второй раз пошел на прием к руководителю Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кожамжарову и сообщил ему о препятствии расследованию преступлений. Тогда очередной следователь был отстранен, назначена следственно-оперативная группа агентства.
Однако, по словам Агишева, и этот следователь препятствовал логическому финалу, в результате чего тоже был отстранен.
Новый следователь занимался делом еще несколько месяцев и 19 сентября предъявил обвинение по статье 114 часть 4, которое в настоящее время в суде рассматривалось.
К слову, на прошедшем допросе в суде один из врачей признал, что история болезни не заводилась с целью улучшить статистику смертности больницы.
"То, что в суде говорилось, что история не была заведена, я убежден: нет. Комиссия министерства здравоохранения, составленная из врачей из разных городов, проверяя документы БСНП, выяснила, что номер истории болезни, под которым была записана моя дочь, утром, через четыре часа после ее смерти, была переписана на другого пациента, который пришел в эту больницу утром "прокапаться" от похмельного синдрома. Этот факт говорит о том, что история болезни была уничтожена", — заявил Агишев.
"То, что случилось с моей дочерью, могло происходить и до этого. Оно может происходить сейчас — через четыре с половиной года после смерти моей дочери. Понимаете, возможность скрыть летальный исход в больнице дает то, что происходило до летального исхода. До летального исхода происходило бездействие; когда укрывался летальный исход, тогда укрывалось и бездействие. Бездействие врачи не могут укрыть без участия правоохранительных органов, а если точнее — дежурной следственно-оперативной группы, которая выезжает на труп, которая должна проводить следственные действия и не проводит, и без участия экспертов судебно-медицинской экспертизы, которые проводят экспертизу трупа. Без их участия это невозможно. Это преступное сообщество должно быть выявлено и наказано", — резюмировал отец погибшей девушки.