АСТАНА, 27 янв – Sputnik. Генеральный прокурор Жакип Асанов пообещал добиться награждения своих заместителей в случае, если они представят ему внятные предложения по оптимизации штата высшего надзорного ведомства, одновременно призвав заняться этим же все госорганы, имеющие отношение к следственному процессу.
"У меня к вам просьба, до этого дня оптимизация процессной деятельности занимались каждый департамент сам по себе, поэтому давайте образуем группу, вы возглавите, – обратился Асанов к своим заместителям Иоганну Меркелю и Ерлику Кененбаеву. – Подход один: если какая-то работа не дает никакой пользы людям, обществу, государству, от нее надо отказываться. И не надо создавать иллюзию, как будто мы с утра до вечера здесь сидим, какой-то полезной государственной работой занимаемся. И если вы завтра приведете ко мне отряд (освободившихся в результате оптимизации) сотрудников, для них важную системную работу, проблему мы найдем. Но будем укреплять районные звенья, и я думаю, если вы предложите сократить кадровую нашу штатную численность, я сам буду ходатайствовать, чтобы вас наградили", – подчеркнул он.
Уголовный процесс глазами обывателя: криминала нет, а людей таскают
Так, заместитель генерального прокурора Ерлик Кененбаев во время своего выступления заявил, что при анализе проблем в деятельности силовых и следственных структур за прошлый год ведомство пыталось "посмотреть на уголовный процесс глазами рядовых граждан, насколько там учтены их права и интересы".
В частности, прокуроры искали ответ на вопрос о том, правда ли, что уголовно-процессуальный кодекс – это "продукт правоохранительных органов и судов, и в нем заложено множество ведомственных амбиций, а интересы граждан отошли на второй план". Выяснилось, что дыма без огня не бывает.
"Начнем с регистрации преступлений. Сегодня можно завести дело по любому обращению или факту, изначально криминала нет, а людей таскают месяцами на допросы, проводятся обыски, выемки, — констатировал Ерлик Кененбаев. — Тысячи граждан необоснованно вовлекаем в уголовный процесс. В итоге: прекращаем дело, люди страдают, рушится бизнес. Сотни квалифицированных следователей работают впустую, на "корзину", — добавил он.
И привел самый "живой" пример: в Восточном Казахстане поступил "сигнал" на якобы фиктивную компанию "МунайГазСтрой", со счетов которой было снято 10 миллионов тенге. "Этим заинтересовались следователи комитета госдоходов, как вы думаете, что произошло? – попытался "заинтриговать" присутствующих замгенпрокурора. — Завели дело, компания оказалась реальной, работает 17 человек, а их таскали полгода — потом прекратили дело, хотя все это можно было проверить силами налоговых служб".
Не прокурором единым караются следователи
А вот первый заместитель Генерального прокурора Иоганн Меркель, напротив, отыскал, от какой повинности сотрудников надзорных органов можно освободить, переложив часть их обязанностей на служителей Фемиды.
"Суд рассматривает жалобы на следователя, но многие идут в прокуратуру: в 2016 году вышестоящие прокуроры рассмотрели 25 тысяч таких жалоб, а в суде – всего 1400. Из-за этого дела гуляют из района в область, из области в столицу, выходят сроки, подозреваемые сидят под стражей, — сказал Меркель. — Поэтому сделаем так, чтобы в районах, городах решение действий следователя, в первую очередь, обжаловались в следственном суде. Его собственно, именно для этого и создали", — заметил он.
Еще один пример бумажной бессмыслицы, по его словам, – это исполнение нормы уголовно-исполнительного кодекса, согласно которой администрации колоний направляют в прокуратуру уведомления обо всех материалах, направленных в суд по условно-досрочному освобождению, замене наказания более мягким и по изменению решений о наказаниях.
Допрос – под видеозапись, расследование – в инет
От борьбы с бюрократией дело перешло к борьбе с нарушениями прав человека в следственном процессе: пресекать их, по мнению прокуроров, можно только с помощью прогресса.
Ну, то есть для Казахстана оборудование допросных комнат стеклянными стенами (чтобы все видели, действительно ли сам подозреваемый головой об стол бился в порыве раскаяния) и видеокамерами – это прогресс. Замгенпрорурора Кененбаев признал, что во всем остальном мире это уже обычная практика.
Наконец, по его мнению, нужен переход к электронному формату расследований. "Электронное уголовное дело позволит в режиме онлайн выявлять любые нарушения – и их станет гораздо меньше, — пояснил заместитель генпрокурора. — Такие дела уже невозможно спрятать в сейф, положить под сукно. Предложений много, регламент не позволяет рассказать обо всех, в апреле первый пакет законодательных поправок мы вам представим", — пообещал он Асанову.
И обратился к своим коллегам – главам других госорганов с призывом не делать секрета из ошибок. "Давайте стремиться к тому, чтобы сделать, без учетов ведомственных интересов.
К сожалению, это наша болезнь, и мы все должны лечиться от этой болезни", — сказал он. Генпрокурор конкретизировал диагноз этой болезни: по его словам, в Казахстане считается "хорошим" начальник, сумевший отстоять интересы ведомства, даже если они идут вразрез с интересами граждан и государства. С предложением подумать над тем, "государственный ли это подход", участники коллегии и разошлись.