АСТАНА, 19 янв — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Нацпалаты предпринимателей "Атамекен" и Генеральная прокуратура Казахстана требуют от исполнительных властей республики пересмотреть некоторые действующие в стране нормы в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, сказал в четверг заместитель генпрокурора Андрей Кравченко.
Цирк уехал, СанПиНы остались
Собственно, выжимками из некоторых норм санитарных правил Генпрокуратура "побаловала" страну еще осенью прошлого года на своей коллегии, когда выяснилось, что согласно нашим СанПиНам в точках общепита помещения по приготовлению холодных блюд должны располагаться только с северо-западной стороны зданий. Это "открытие" так потрясло неподготовленную публику из надзорного ведомства, что она решила копнуть в санитарно-эпидемиологическом направлении поглубже и обнаружила там для себя много нового, интересного, а для бизнеса – обременительного. Для потребителя же, самое главное, абсолютно бесполезного.
К таким нормативам и правилам относится, в частности, приведенный начальником департамента Генеральной прокуратуры РК Маратом Сексенбаевым пример с запретом хранить ржаной и пшеничный хлеб на одной полке. Что может случиться с этими двумя видами, если они одну-две ночи (а хлеб на полках магазинов, как правило, больше не живет) проведут на одной полке, одним "мичуринцам" из комитета по защите прав потребителей ведомо. Но, видимо, что-то непременно должно случиться, в связи с чем представитель Генпрокуратуры предложил соломоново решение.
Но если в случае с разделением черного и белого хлеба по стеллажам какая-то логика (а вдруг драться начнут?) еще улавливалась, то требование расстояния нижней полки стеллажа с хлебом от пола не менее 35 сантиметров вызвало отторжение даже у видавших виды чиновничьего нормотворчества прокуроров. " Уверен, что потребителю все равно, хранится ли хлеб на высоте 35 сантиметров либо 30", – заметил по этому поводу Сексенбаев.
Самое же печальное, что со всеми этими требованиями санитары-эпидемиологи чаще других госорганов идут в народ, то бишь – к предпринимателям.
"Из 100 тысяч зарегистрированных в 2016 году актов проверок бизнеса 38% приходится именно на эти органы, – сказал представитель генпрокуратуры. – Мы не говорим, что это плохо. Все мы прекрасно знаем, что уровень санитарной культуры у нас еще низкий. И надо однозначно признать, что профилактика нам нужна. Другой вопрос, как она осуществляется, проявляет ли проверяющий принципиальность и не предъявляется ли бизнесу лишнее. Поэтому мы начали совместную работу с "Атамекеном" и министерством национальной экономики по сокращению таких требований и разделению их по однородности", – добавил он.
Когда бумажка вертит проверяющим
"Получается, что к конкретным объектам должны предъявляться свои определенные требования, однако порой это не так: от проверяющего требуют исполнения незаконных и не относящихся к ним норм. При этом все эти требования к разным отраслям объединены в одном проверочном листе", – заметил представитель надзорного органа. Соответственно, по его словам, проверяющие формально вынуждены предъявлять все изложенные в проверочном листе условия к тем предприятиям, к которым часть из этих требований заведомо относиться не может.
Однако Сексенбаев тут же предположил, что едва ли в проверяющие идут люди настолько глупые, чтобы не понимать всего комизма требований от макаронного цеха соблюдения норм точки общепита. "Причиной этому – недобросовестность проверяющего. Это может послужить в том числе условием коррупции", – сурово заключил Сексенбаев.
В итоге Бекшина и его команду отпустили с худым миром, который, как известно, лучше доброй ссоры, но перед этим пообещав поставить на правительственном уровне ряд принципиальных вопросов, с которыми ведомство Бекшина никак не соглашается.
В частности, как чрезмерно суровые и несоразмерные содеянному нарушению санкции статьи 426 кодекса об административных правонарушениях, которые подталкивают предпринимателей к взятке. Потому что статья эта прописана таким образом, что за нарушения при реализации товара стоимостью от 2 до 15 тысяч тенге размер штрафа достигает 212 с лишним тысяч тенге. Естественно, что малый и средний бизнес предпочитает в этом случае "договариваться" с карманом проверяющего, а не с бюджетом…