АСТАНА, 7 ноя – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Первый вице-министр сельского хозяйства Казахстана Кайрат Айтуганов в ответ на просьбу журналистов прокомментировать задержание председателя Комитета ветконтроля и надзора министерства сельского хозяйства Сакташа Хасенова в понедельник заверил, что в ведомстве создана "комиссия, чтобы таких вещей не допускать".
Комментировать размер личных нужд де юре все еще главного, а де факто – уже бывшего (Хасенов свою вину признал – и приказ об его увольнении является вопросом ближайшего будущего) ветеринара страны руководство ведомства не берется. Во всяком случае, первый заместитель министра Кайрат Айтуганов от характеристик своего задержанного подчиненного в понедельник на брифинге уклонился.
"Я работаю (в МСХ – прим. авт.) всего лишь 100 дней, поэтому не могу ничего сказать. Все вопросы, связанные с задержанием, лучше задать сотрудникам правоохранительных органов. В целом скажу, что такие вещи допускать нельзя", — сказал Айтуганов.
А потом заявил, что в министерстве "создана комиссия, которая будет работать с нашими специалистами и говорить, что такие вещи нельзя допускать". Ой, люди добрые, чтоб я так жил: имел возможность Land Cruiser из салонов покупать на необлагаемые налогами и пенсионными вычетами нечаянными "приработками" от торговли разрешениями – и за то раз в месяц всего лишь выслушивал душещипательные проповеди от не наделенной никакими полномочиями комиссии!
Комиссией бэкграунд не закроешь
Нет, в любом ведомстве, в принципе, не без коррупции, как и в любой семье – не без известно кого: проблема в том, что в МСХ на протяжении последних лет сложилась привычка в ответ на громкие задержания делать громкие заявления о том, что ведомство коррупцию чуть ли не тяпкой вручную выпалывает в поте лица своего.
Так, весной 2014 года, когда сотрудники финансовой полиции задержали руководителя Управления ветеринарного контроля и надзора по Астане Жакупбаева за грехи еще 2012 года. Когда он, находясь в должности председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора, подписал фиктивные акты выполненных работ по строительству однотипных модульных районных ветеринарных лабораторий в трех селах Восточно-Казахстанской области, тогдашний министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков в качестве комментария заметил, что "в целом, показатели, которые характеризуют ситуацию с коррупцией в МСХ, они улучшаются".
"Например, если в 2011 году у нас было количество сотрудников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, 45, то в 2013 году эта цифра составила 20. Если количество уголовных дело было 155, из них 134 — по госслужащим, в 2013 году это 31, из них 29 государственных служащих", — сказал тогдашний министр. Не уточнив, естественно, речь идет об уменьшении числа берущих взятки или об уменьшении попавшихся на взятках…
В июле того же 2014 года экс-директор Департамента животноводства Министерства сельского хозяйства РК Максут Бактибаев приговорен к трем годам лишения свободы условно за злоупотребления должностными полномочиями и освобожден из зала суда. А в ноябре того же 2014 года вице-министр сельского хозяйства Муслим Умирьяев признан виновным в получении взятки в особо крупном размере и приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Последнее дело экс-главе МСХ Асылжану Мамытбекову прокомментировать пришлось поневоле, поскольку по ходу следствия он заявлял, что готов уйти в отставку в случае признания виновным его заместителя.
"Готов ли я уйти с работы? Отвечу – да. Я готов уйти с работы, как только я потеряю доверие (кстати, с момента ареста Умирьяева я уже был в отставке дважды – во время отставки кабинета министров в апреле 2014 года и в ходе оптимизации правительства в августе), – написал тогда Асылжан Мамытбеков в социальной сети. – Означает ли это, что я не дорожу работой? Нет. Я очень дорожу своей работой. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Можно сказать, я увлечен ею, наверное, иначе было бы невозможно вынести эту нагрузку (прежде всего моральную). Есть уже положительные результаты (не спорю – субъективное мнение). Еще больше нерешенных задач".
Как показала практика, нерешенных задач в ведомстве действительно много – руководство ведомства сменилось, а коррупционные скандалы не прекращаются. Что наводит на мысль о том, что в самой системе МСХ и ее механизмах управления агропромышленным комплексом заложена возможность вымогать и брать. И тут никакая душеспасительная комиссия дело не поправит – тут систему надо ломать и выстраивать новую.
"Я тебе говорю – место проклятое, а ты – руки не из того места…"
В том, что систему МСХ надо реформировать, уверены и в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции, которое в понедельник же распространило пресс-релиз о проведенном анализе деятельности аграрного ведомства, в ходе которого были выявлены серьезные коррупционные риски в сферах ветеринарно-санитарного контроля и аграрного сектора.
"Незаконное допущение ввоза запрещенных продуктов ведет к дальнейшему совершению коррупционных схем внутри страны по реализации мясной продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям, — отсылают в агентстве к последнему делу Хасенова. - Принимая во внимание тревожную ситуацию с коррупцией в сфере ветеринарно-санитарного контроля, агентство рекомендует министерству сельского хозяйства: образовать ведомственную Комиссию по рассмотрению выдачи разрешительных документов на ввоз мясной продукции, обеспечить получение разрешительных документов исключительно в электронном виде, совместно с департаментом государственных услуг агентства активизировать проверки по соблюдению законодательства по выдаче разрешения на право экспорта, импорта и транзита продукции, тем самым, усилить контроль за законностью принимаемых решений, обеспечить прозрачность принимаемых Комитетом ветконтроля и надзора решений по ограничению на ввоз продукции из третьих стран, путем публикаций информации в СМИ, уменьшить сроки рассмотрения выдачи разрешений", — говорится в сообщении антикоррупционного ведомства.
В антикоррупционном ведомстве отметили, что в отрасли имеется целый ряд причин способствующих совершению коррупционных правонарушений: несовершенство работы специальных Комиссий при организации выдачи субсидий, подписание актов приемки посевов без выездов на поля для визуального осмотра, несоответствие регламента госуслуг стандартам в области растениеводства. "Выявленные недостатки свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны местных исполнительных органов и министерства сельского хозяйства. В этой связи агентство настоятельно рекомендует министерству сельского хозяйства и местным исполнительным органам обеспечить прозрачность работы Комиссии по субсидированию, привести регламенты в соответствие со стандартами, обеспечив единство подходов при их разработке и утверждении в регионах, а также внедрить единую базу данных о выделенных субсидиях, интегрировав ее с информационной системой "НПЦ Зем". Кроме того, усилить контроль за деятельностью отделов сельского хозяйства, на системной основе проводить проверки по правомерности выделяемых субсидий", — резюмируется в сообщении антикоррупционного ведомства.
И ведь это антикоррупционщики "копнули" всего-то под два направления деятельности МСХ – ветнадзор и распределение субсидий. Чего там может быть выявлено при полномасштабном анализе деятельности ведомства – одному руководству, бывшему и настоящему, пока известно. Так что неискоренимая борьба с коррупцией в этом ведомстве заставляет вспомнить анекдот 90-х, когда на автозаводе в Тольятти сменили производственные линии и рабочих – а на выходе получили все то же самое "ведро с болтами". И директор "АвтоВАЗа" в сердцах бросил главному инженеру: "Я тебе говорил – место проклятое, а ты заладил: руки не из того места, руки не из того места…".