АСТАНА, 28 ноя – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов в понедельник рассказал в парламенте в рамках правительственного часа о некоторых принципиальных нововведениях, которые ожидают агропромышленный комплекс страны.
Минсельхоз в поисках "зонтика", под которым можно собрать все экспортные потуги, обратил свой взор на еще не реализованную "Продкорпорацию". Определенная логика в этом есть: данная структура занимается ежегодным закупом зерновых, как минимум половина которых идет на экспорт. Так отчего бы просто не расширить ее ассортимент, оставив за ней функцию по формированию экспортных запасов?
Потом выяснилось, правда, что одна "Продокорпорация" в борьбе за экспортное счастье может не сдюжить, потому в стране будет выстроена сложная технологическая цепочка из нескольких госактивов.
"Мы хотим выстроить необходимые взаимоотношения: "Kaznex Invest" участие, экспортная поддержка сельхозпродукции, и есть такая структура – "КазАгроГарант" в составе КазАгро, которая будет выполнять функции финансового агента по экспортным контрактам", — пояснил Мырзахметов. В общем, с приватизацией правительству не стоит спешить: Бог его знает, кто там еще в помощь "Продокорпорации" может понадобиться…
Землю урегулировать – не поле перейти
Напомним, что когда министр говорит о законопроекте, касающемся моратория, он имеет в виду нашумевшие изменения в земельное законодательство. Те, которые предполагали увеличение сроков аренды земли иностранцами и вызвали массовые протесты в ряде регионов Казахстана. Позже президент страны ввел мораторий на данные поправки, уже принятые парламентом, а власти, создавшие отдельную комиссию по их рассмотрению, пришли к выводу, что их надо прорабатывать, прорабатывать и прорабатывать – вдумчиво, не спеша, до 2021 года.
Тут поневоле возникает вопрос – а как наши власти собирались земли раздавать в аренду и в частную собственность, не имея "реальной базы данных", но это тот самый случай, когда лучше после митингов, чем вообще никогда.
Прощай, "Джон Дир"!
Третий принципиальный момент в выступлении министра сельского хозяйства – это решение пересадить сельчан на агротехнику постсоветского производства. В целях экономии: по расчетам Аскара Мырзахметова, в результате таких мер парк комбайнов Казахстана увеличится почти в три раза, причем денег на это уйдет столько же, сколько сейчас выделяется на меньший количественный объем лизинга западной техники.
Он напомнил, что в рамках рассматриваемой сегодня новой программы развития АПК на 2017-2021 годы будут проработаны условия для создания отечественного завода по производству комбайнов или сельхозтехники.
"Мы привязываем деньги, которые мы тратим на покупку сельхозтехники по линии "КазАгрофинанс" по лизинговой программе, к созданию именно отечественного завода по производству комбайнов или сельхозтехники. Не секрет, что их много, но, в основном, они занимаются отверточным производством, уровень локализации там 20-25%. Теперь в рамках программы увеличиваем локализации на каждый год и готовы поддержать отечественное сельхозмашиностроение", — заключил он.
Всем хороша идея. Не совсем ясно, правда, как она с обязательствами при вступлении в ВТО соотносится: привязка государственных денег к покупке исключительно отечественной продукции может быть превратно истолкована лишившимся рынка сбыта западным производителем. Тот же John Deer может жалобу написать в ту же ВТО. Коллективную. Причем коллективную – без сарказма: в данном случае одна компания вполне может выступать от лица всей отрасли, часть игроков которой, получается, отжимают от рынка. Но это пока только намерения министерства, и чем они закончатся на практике – еще неизвестно…