АСТАНА, 14 ноя — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов в понедельник сообщил о некоторых локальных победах на фронте борьбы акиматов с заболеваниями животных, передающихся человеку. При этом фронт предстоящих сражений, судя по его докладу, гораздо обширнее достигнутых победных горизонтов.
Отныне, продолжил спикер, основные функции в области ветеринарии реализуются акиматами: это и организация, проведение вакцинации и идентификации животных, и ветеринарное обследование, и организация санитарного убоя животных. А также выдача ветеринарной справки, контроль на объектах внутренней торговли, контроль над деятельностью частных ветеринарных ветврачей, клиник, аптек и лаборатории ветсанэкспертизы, на объектах производства и — главное — содержание скотомогильников.
"За министерством остались контрольные и координационные функции, связанные с экспортом/импортом сельхозпродукции и деятельностью акиматов в области ветеринарии, а также законодательное обеспечение отрасли", — сказал Айтуганов. Подчеркнув таким образом, что все последствия — позитивные и негативные — в области ветеринарии являются делом рук акиматов и зоной их ответственности.
Язва не могла не приключиться
Крайними стали, естественно, акиматы: выяснилось, что скотомогильники на местах не огорожены и не забетонированы должным образом. Выяснять, оттуда ли пришла нынешняя вспышка сибязвы, никто не стал, акиматам было рекомендовано бросить все силы на огорожение и приведение скотомогильников в человеческий вид. На местах почесали в затылках, раздумывая над тем, как скотомогильнику этот самый человеческий вид можно придать, но в некоторых регионах, по свидетельству МСХ, ответ на этот вопрос до сих пор не найден.
"Следует отметить, что за прошедший период акиматами проведена определенная работа: в частности, дополнительно установлено месторасположение 255 сибироязвенных захоронений, 620 огорожены, установлен 761 опознавательный знак, в государственный земельный кадастр внесены координаты 426 захоронений", — похвалил тех, кто додумался хоть до какого-то ответа на этот вопрос Айтуганов.
Еще 271 захоронение не огорожено: заходи и пасись вволю. "Здесь наибольшее количество отмечается в Западно-Казахстанской — 139, Павлодарской — 45, Костанайской — 33 — областях", — уточнил заместитель министра. В общем, по неустановленным 462 захоронениям поиски акиматов продолжаются, по всем остальным недостаткам предельно ясно выразился премьер-министр.
"Холодильник в розетку воткните"
"Как мы видим из докладов, проводится определенная работа по данному направлению, но имеются также недостатки", — сказал глава правительства Бакытжан Сагинтаев. А потом дал понять, что сам лично следить за скотомогильниками в ежедневном режиме не собирается: "Аскар Исабекович, контролируйте сами", — обратился он к министру сельского хозяйства Аскару Мырзахметову, но от пожеланий насчет того, какой характер должен носить этот контроль, все же не удержался.
Дальше эту работу МСХ будет проводить не только по скотомогильникам, но и по вакцинации: выяснилось, что передача этой функции также привела к веселым последствиям на местах.
"В результате проверки, проведенной в августе этого года, в ряде регионов выявлены факты, трудно поддающиеся объяснениям, — заявил Айтуганов. — К примеру, в Атырауской области из 72 ветпунктов в 33 нет элементарных холодильников для хранения ветпрепаратов, в Костанайской области установлено 12 случаев хранения ветпрепаратов в домашних условиях, в шести ветпунктах области нет электроснабжения", — развел он руками.
Для решения этой проблемы изменена конкурсная документация, принято решение об изменении сроков конкурсных процедур: их сдвинули теперь на декабрь, обозначив срок поставки как "не позднее 15 декабря" против ранее установленных сроков в апреле. То есть теперь регионы, где холодильников нет или они не работают, могут "хранить" свои препараты у производителя.
Е-Хасенов взяток не потребует
Помимо этого, планируется внесение ряда новшеств в части законодательного регулирования ветеринарной безопасности, включающих в себя передачу функций по закупу средств идентификаций животных в компетенцию акиматов, утверждение соответствующих требований веторганизаций местными исполнительными органами, внедрение системы оценки эффективности деятельности ветподразделений акиматов, установление подотчетности сельхозтоваропроизводителей перед ветподразделениями акиматов.
Ну и, наконец, после задержания главы департамента ветнадзора Сакташа Хасенова по подозрению во взятках, связанных с выдачей разрешений на импорт-экспорт мяса, в министерстве сельского хозяйства решили сделать этот процесс электронным: в целях исключения прямого контакта импортеров и экспортеров с должностными лицами, выдающими разрешение, эта госуслуга будет оказываться только через корпорацию "Правительство для граждан" или веб-портал электронного правительства.
По утверждению заместителя министра, помимо снижения коррупционных рисков, при переводе услуги в электронный формат сократится срок ее оказания. А именно за это (сокращение сроков), судя по всему, взятки в системе департамента ветеринарии и требовали. Что мешало заменить реального Сакташа Хасенова виртуальным ранее, до того, как антикоррупционный гром над МСХ грянул, остается неясным.