У каждого поколения была своя любимая иллюзия, ничего общего не имеющая с реальной жизнью. Как сейчас модно говорить — симулякр. Скажем, моих ровесников, рожденных в 70-х, школа готовила к жизни в мире, полном комсомольского задора, славы КПСС и пионерских зорек, и он, впрочем, развалился так стремительно, что некоторые не успели даже получить аттестаты о среднем образовании.
Нынешним детям придется не слаще, уверяю вас. Современная казахстанская школа по традиции также готовит своих выпускников для жизни в несуществующем мире. Мир этот, не спорю, красив и прекрасен: в нем все граждане от мала до велика в совершенстве владеют казахским языком, на досуге читают Толстого и Достоевского в оригинале, а днем работают в крупных международных корпорациях, где решают профессиональные задачи на первосортном английском. В этом замечательном мире, словно сошедшем с красочных плакатов, везде установлены скоростные социальные лифты, на которых любой выходец из низов, стоит только пожелать, может достигнуть головокружительных успехов. Главное – не лениться и стать трехъязычным, обещают казахстанские чиновники от образования. Здравый смысл при этом игнорируется.
Между тем, процесс, как говорится, пошел. В нынешнем учебном году в Казахстане стартует программа внедрения трехъязычия. До 2019-го года включительно преподавание школьных предметов планируется поэтапно перевести на казахский, русский и английский языки. В недалекой перспективе обучение по четырем предметам — информатике, физике, химии, биологии – будет вестись исключительно на английском языке. Историю Казахстана школьники будут штудировать на казахском, всемирную историю – на русском. В министерстве образования полагают, что таких результатов реально достигнуть за четыре года!
Сама по себе концепция трехъязычия может вызвать явное отторжение лишь у радикально настроенных националистов, однако нельзя не признать, что ряд моментов по реализации нововведения вызывает если не опасение, то, как минимум, недоумение.
Я понимаю, чего боятся родители. Что слишком рано приобщившись к трехъязычию, дети утеряют свою национальную идентичность. Не получим ли мы поколение бойко, но поверхностно болтающее сразу на трех языках, и не знающее толком ни один из них? Психологи говорят, что учить ребенка иностранному языку надо после того, как у него сформируется национальная идентичность, а это происходит в 8-9 лет. Не раньше.
За годы независимости многострадальная отечественная школа пережила столько реформ, что, кажется, чудом жива осталась. А ведь не форсирование трехъязычия как такого приблизит казахстанское школьное образование к международным стандартам, а то, насколько наши учащиеся владеют так называемыми глобальными компетенциями. Иными словами, насколько юные казахстанцы креативны, способны критически мыслить и адаптироваться в нестандартных ситуациях. Пора понять, что в современном мире людям уже не платят за то, ЧТО они знают. Гугл знает все, и с ним невозможно конкурировать. Сегодня людям платят за то, КАК они могут распорядиться своими знаниями.
Цель правильной школы – вернуть нам мир, который мы потеряли. Научить жить в нем. Научить жить в нем хорошо. Плохо мы и сами как-нибудь умеем…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции