НУР-СУЛТАН, 14 апр — Sputnik. Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) намерен разобраться в принципах работы агрегаторов рынка такси в связи с подозрениями в нарушении конкуренции.
Об этом сообщил директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич в среду в ходе видеомоста Москва – Нур-Султан – Бишкек – Ереван – Минск информационного агентства Sputnik.
"Нас настораживает, что цена на этом рынке складывается не в результате взаимодействия того, кто услугу получает, и того, кто предоставляет – то есть это пассажира и водителя. Цена определяется некой "третьей силой" по непонятным, неизвестным нам алгоритмам. (...) Считаем, наши подозрения обоснованы, что можно говорить либо о координации цен на рынке, задании единой цены для всего рынка, либо говорить о манипулировании рынком", - сказал Сушкевич.
Uber продает свое подразделение летающих такси
Также ЕЭК намерена исследовать мотивы, которые руководят теми, кто устанавливает цены.
"Если мы согласимся, что цена устанавливается агрегатором, то хорошо было бы, чтобы агрегаторы конкурировали друг с другом. Пусть будет конкурентная ситуация, когда агрегаторы в конкурентной, ценовой борьбе снижают цены. Пока что мы не видим ясной ситуации", - сказал он.
Он отметил, что в результате предварительного исследования департаментом были установлены признаки ограничения конкуренции. Также было установлено, что отдельные агрегаторы вообще не зарегистрированы на территории ЕАЭС, ни в одном из государств Союза. В марте департамент антимонопольного регулирования ЕЭК начал детальное расследование, которое будет завершено в августе.
"По результатам нашего расследования, которое длится около 150 дней, мы должны будем прийти к выводу, есть ли ограничение конкуренции, кто в этом виновен", - сказал Сушкевич.
По результатам расследования ЕЭК вправе привлечь к ответственности нарушителей и наложить штрафы – до 15% от годовой суммы выручки. Также комиссия вправе предписывать нарушителю, какие действия необходимо предпринять для устранения нарушений и их последствий.
"Все, что касается регулирования рынка такси - статус водителя, отношения водителя и пассажира и прочее – это все национальные юрисдикции, это регулируется национальным законодательством стран ЕАЭС. Комиссия может рекомендовать государствам-членам, как менять национальное законодательство", - пояснил директор департамента ЕЭК.
Он сообщил, что в минувший вторник в ЕЭК прошло совещание с участием представителей отраслевых ассоциаций, таксомоторных парков, водителей такси государств ЕАЭС, в том числе из Казахстана. Как отметил Сушкевич, существующие на рынке такси в Казахстане не специфичные и присущи для всех стран ЕАЭС.
ЕЭК до 2025 года намерен добиться взаимного признания ЭЦП для госзакупок в ЕАЭС
В свою очередь директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов считает, что монопольное расследование позволит понять, как реально работает рынок, и разобраться в алгоритме платформ, которые сейчас непонятны.
"Когда мы поймем и разберемся, можно выносить не только правоприменительное решение, но и выносить предложения на совет глав государств. Возможно, появится необходимость более серьезного законодательного воздействия", - сказал Иванов.
К тому же, добавил он, на рынок приходят новые транснациональные компании, к примеру в Россию недавно зашел китайский агрегатор такси DiDi.
Антимонопольный блок ЕЭК подготовил варианты решений после жалоб на "Яндекс" и Mail.ru
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума "Такси" Станислав Швагерус пояснил принцип вхождения на рынок агрегаторов.
"Обеспечить рост заказов можно только за счет снижения цены. Когда агрегатор заходит в новый город, то в течение года "покупаются" и потребители (бесплатные дни поездок и прочее), и водители (гарантия зарплаты, надбавки). При этом все водители сразу подключаются к новому агрегатору, действующие игроки также вводят доплаты, чтобы не потерять долю рынка. Суть демпинга в том, что как только доля рынка новым игроком завоевана, сразу же убираются доплаты, промокоды, и начинается снижение цены, чтобы обеспечить рост заказов. Эта модель ущербная, которая ведет к постоянному снижению качества и безопасности перевозок, а также к обнищанию водителей и увеличению нахождения их на линии", - рассказал Швагерус.
По мнению экспертов, с приходом агрегаторов на рынок водители такси оказались в довольно сложном положении и необходимо отрегулировать вопросы с их статусом и защитой.
"Идеальной модели такси нет. Мы адресовали этот вопрос самим участникам наших общественных слушаний – как представляете себе идеальную модель допуска в профессию, допуска на рынок водителей, модель ценообразования? Пока даже в общественном сознании нет ясной картины. Это осложняет работу комиссии. Одно могу сказать, с точки зрения комиссии устранение ценовой конкуренции между водителями – это ненормально. Задание цены извне за услугу, снижение цены усилиями агрегаторов – это ненормально и неправильно. Каждый агрегатор, который входит на рынок, будет вести к тому, что цена на услугу водителя будет падать", - отметил Сушкевич.
В ЕЭК считают, что в идеале должны быть внедрены модели ценообразования, которые предполагают участие в формировании цены водителя и пассажира, то есть зависимой от участников рынка. У отдельных агрегаторов такие модели есть.
Видеомост полностью можно посмотреть по ссылке.