НУР-СУЛТАН, 28 сен — Sputnik. Получить образование за рубежом и вернуться в родной поселок на севере Казахстана, чтобы преподавать историю местным школьникам – каково это? И что перевешивает желание остаться за океаном? Учитель истории средней школы в поселке Комсомольское Костанайской области Диана Момбаева в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан ответила на эти и другие вопросы. Подробнее читайте в нашем материале.
Из казахстанского села в Канаду
Диана Момбаева родилась и выросла в Комсомольском. После окончания школы девушка поступила в педагогический институт в Костанае. Выбирала между юридическим и педагогическим факультетом, но семейные традиции взяли верх, призналась наша героиня.
Отец девушки, ее бабушка и дедушка – все были учителями в свое время, преподавали историю. Диана решила пойти по их стопам. Окончив костанайский вуз, она поступила в магистратуру Евразийского национального университета имени Гумилева в Нур-Султане. Там будущий педагог и познакомилась с одной из своих профессоров из Канады.
"Я начала работать преподавателем на кафедре (в ЕНУ – Sputnik), проработала три года. К нам в ЕНУ приезжала приглашенный профессор Саулеш Есенова, казашка по национальности, которая с 1996 года живет в Канаде. (После знакомства с ней) в 2015 году я подала на "Болашак", выиграла, и только в 2016 году поехала на языковые курсы. В 2017 году у меня началось обучение уже в университете", - рассказала Диана Момбаева.
Ержан Максим закончил обучение у Игоря Крутого и вернулся в Казахстан
Обучение за рубежом
Приехав в Канаду, девушка стала изучать антропологию в образовании в Университете Калгари (The University of Calgary) в провинции Альберта. Программа обучения рассчитана на два-четыре года. Диана прожила в Канаде три с половиной года и иногда приезжала в родной Казахстан на каникулы, а также, чтобы провести исследование для своей диссертации.
"Я думала, два года - и я закончу. Но я писала диссертацию, у меня немного затянулось все, и я вернулась чуть позже, прожив в Канаде три с половиной года. В 2018 году у меня было исследование с фокусом на Казахстане. Я приезжала сюда, опрашивала всех, изучала, ходила в библиотеку, а затем уезжала в Канаду", - рассказала педагог.
Тема магистерской диссертации казахстанки звучала так: "Как формируется гражданин в мультикультурной многонациональной сельской местности".
"Я рассматривала, как у нас пишутся государственные программы, и как идея или реформа трансформируется на микроуровне поселка. Для этого я опрашивала людей, например, в Костанае, потом в районе и в поселке", - добавила Диана.
Канада vs Казахстан
Диана рассказала, что в Канаде ей понравилось отношение к педагогам в обществе. Там их на самом деле ценят, считает девушка.
"Я не хочу сразу занимать позицию, что в Канаде лучше, или у нас лучше, а там хуже. Мне кажется, они у нас могут что-то взять, мы - у них. В Канаде отношение к педагогу, или ценность учителя, намного выше. У нас пока только пытаются поднять статус педагога. Но там, если ты врач или педагог… Когда я приехала (в Канаду) и сказала, что я учитель, все подумали, что у меня зарплата очень хорошая. То есть, если ты хочешь быть средним классом, ты поступаешь на врача или на педагога", - рассказала казахстанка.
Зарплата у канадских учителей и правда значительно выше, чем в странах СНГ. В Калгари педагог в год зарабатывает около 50 тысяч долларов, или около 4 тысяч долларов в месяц (около 1,7 миллиона тенге).
"В Калгари средняя зарплата, когда я там была - от 50-60 тысяч долларов в год. Там много разных нюансов, можно быть просто teaching assistant (помощник учителя – Sputnik), либо начинающим педагогом, либо работать по часам. Примерно 3 тысячи долларов в месяц. И зависит от провинции. Калгари – это самая богатая нефтяная провинция, и там, например, самая минимальная зарплата – самая высокая по Канаде. А если взять Виннипег, то может быть меньше", - рассказала Диана.
Учитель с микрофоном, дети в масках: как COVID изменил школьные будни
Во время обучения детей в Канаде Диане понравился метод, когда местность, где проживают ученики, используется в процессе обучения. Похожую систему девушка хочет внедрить в Казахстане.
"В Калгари есть такие школы – Place-based education, то есть образование, основанное на местности (в которой живешь). Костанайский регион - это хлеборобы, зерно. Мы можем это внедрить и чему-то обучить детей вне школьной программы, проект уже начат", - отметила учитель.
Зов предков
В Казахстан Диана Момбаева вернулась в начале 2020 года. Имея возможность выбрать любую школу в любом городе Казахстана, чтобы отработать грант "Болашака", она предпочла вернуться в родной поселок в Костанайской области. По правилам, девушка должна отработать затраченные средства в течение пяти лет, которые, по ее словам, пролетают очень быстро.
Семья Дианы занимается крестьянским хозяйством. Помимо работы в школе, девушка с удовольствием помогает родным. При этом девушка отмечает, что в ее интересы входит не только педагогическая деятельность.
"Почему я приехала назад в родное село? Первое – семья, второе – возможность взаимодействия с людьми, третье – я понимаю, что здесь мой голос как педагога будет больше услышан, и я смогу больше повлиять, нежели в Нур-Султане или в Алматы. Мне пока интересно здесь. Не знаю, на всю жизнь это или не на всю? Скорее всего, нет", - рассказала она.
Девушка призналась, что жить за океаном ей нравилось, но не хватало поддержки семьи. В более раннем возрасте, по ее словам, домой тянет не так сильно, но чем старше становишься, тем больше нуждаешься в родных.
"Канада для меня сейчас не чужая страна и у меня, конечно, к ней теплые чувства. Меня часто спрашивают, почему я вернулась сюда. Много разных факторов. Но один из основных – это родители, которые живут здесь (в Казахстане). И четыре года я была на расстоянии от них, до этого в Нур-Султане училась. Когда мне было 24-25 лет, (в этом возрасте) просто не обращаешь на это внимания. Но когда между мной и родителями было большое расстояние, меня почти не было дома, хотелось вернуться и именно побыть с ними, в семье. В Канаде ты получаешь опыт, но семейной опоры мне не хватало", - рассказала она.
Никакие технологии не заменят живого общения: казахстанские ученики вернулись в школы
Планы на будущее
Сейчас школьной учительнице 32 года. Она работает завучем и параллельно обучает истории учеников 7-9 классов. Диана признается, что, возможно, не будет всю жизнь работать в сельской школе. В будущем девушка хочет получить дополнительное образование.
"Я не говорю, что всю жизнь буду здесь жить. Я планирую поступать, возможно, на PhD, но пока я не отошла от написания своей магистерской диссертации, это тяжелый процесс. Но я понимаю, что это не последняя моя точка", - сказала она.
При этом дальше учиться Диана хотела бы только за границей. Не потому, что в Казахстане плохо, но отношение профессоров к своим студентам за рубежом – совсем другое, призналась она.
"Поступать обязательно только за границу. И обязательно либо Канада, либо США. У меня там было два научных руководителя, был вот этот "сдвиг", когда мы говорим об образовании. Я бы хотела, чтобы у нас в школах и в вузах было так: когда ты приходишь к профессору и понимаешь, что он тебе друг, наставник, помощник. Чтобы было отношение к тебе как к личности, когда ты магистрант или докторант, или просто студент. Ты знаешь, что этот профессор тебе максимально поможет. Отправляешь им работу, а они высылают тебе назад с кучей комментариев, к каждому предложению идет комментарий. Ты понимаешь, что это не просто так. Поэтому я хотела бы дальше работать с ними, если у меня хватит сил", - поделилась Диана Момбаева.
В программе "Болашак" изменения: добавлены еще 4 страны обучения
Сейчас учитель старается прививать своим ученикам стремление к большему, учит их смотреть вперед и не бояться рисковать – стремиться учиться там, где им хочется.
"Я тоже училась в этой школе, и в их возрасте я не думала ни о каком "Болашаке", честно говоря. Я не думала, что я могу куда-то поступить учиться. Сейчас я стараюсь, рассказывая о какой-то программе, их не настраивать, что они обязательно пройдут (отбор), я хочу, чтобы они смотрели чуть дальше", - сказала она.
Несмотря на то, что в университете она изучала реформы в сфере образования, в дальнейшем девушка видит себя именно в педагогике, а не в кресле чиновника. Она верит, что ее компетенций хватит на то, чтобы улучшить систему образования и отношение к педагогам если не на республиканском уровне, то хотя бы на уровне одной школы и одного района.
Казахстанские ученые могут пройти стажировку в научных центрах мира - идет прием заявок