НУР-СУЛТАН, 10 дек — Sputnik. Казахстанские предприниматели просят правительство вмешаться и решить проблему перевозки товаров через границу с Китаем.
С соответствующим обращением выступила Национальная палата предпринимателей "Атамекен".
В письме отмечается, что с момента пандемии казахстанские экспортеры и импортеры столкнулись с проблемами при пересечении китайской границы. За 8 месяцев решить проблему очередей не получилось, более того, из-за усиления карантинных мер с китайской стороны ситуация усугубилась.
"Водители фур готовятся встречать новогодние праздники на трассе, а брошенные по маршруту вагоны останутся ждать "лучших времен". Сложная ситуация сложилась из-за ограничительных мер со стороны КНР. Усиливаются требования по сохранению безопасности, что ограничивает товарооборот с Казахстаном", - рассказал заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Талгат Темирханов.
Он также отметил, что из-за ограничений количество принимаемых соседом транспортных средств резко сократилось. Так, в сутки границу могут пересечь в среднем 20 автотранспортных средств и 500 вагонов. Ранее пропускная способность автотранспорта была 100-150 машин и 900 вагонов в сутки.
"Количество транспорта на границе только увеличивается. Принятые китайской стороной меры повлекли огромные финансовые издержки и срыв договорных обязательств казахстанских предпринимателей перед иностранными контрагентами. НПП "Атамекен" обратилась в правительство с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств для возобновления экспортного грузопотока и увеличения грузоперевозок между странами", - уточнил зампред Нацпалаты.
Талгат Темирханов добавил, что проблема связана и с отсутствием приказов КНР об ограничениях, все ссылаются на устные поручения, что значительно усложняет процесс получения справки о форс-мажоре и ломает принцип планирования перевозки.
Китай ужесточил меры на приграничных станциях – как это отразилось на Казахстане
9 декабря по обращению Национальной палаты "Атамекен" МИД Казахстана организовало совещание с предпринимателями и послом Казахстана в КНР, где представители НПП предложили рассмотреть возможности переноса санитарных мер (обработка и фумигация) на территорию Казахстана.
Казахстанские вагоны застряли на китайской границе
По информации АО "НК "КТЖ" на казахстанской железной дороге скопилось порядка 12 тысяч вагонов с экспортной продукцией – руда, зерно и другие грузы, из которых 8 тысяч уже брошены из-за невозможности пересечь границу, что влечет еще одну проблему – нехватку вагонов.
"Казахстанская железнодорожная администрация неоднократно обращалась в адрес председателя правления ГК "Китайские железные дороги", безуспешно. Учитывая обстоятельства, КТЖ ввел временный запрет с 1 по 10 декабря на погрузку всех грузов назначением на КНР, за исключением грузов в контейнерах и окатышей. При этом Казахстан принимает поезда из КНР оперативно и в полном объеме, что выглядит не совсем справедливо по отношению к нашим экспортерам", - подчеркнул представитель Нацпалаты.
Китай ужесточает карантинные меры на границе с Казахстаном: комментарий Минфина
Более того, как сообщили в КТЖ, в декабре китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объеме свыше 26 тысяч вагонов будут приняты только 15 тысяч.
Пробка на автопунктах пропуска с КНР
На автомобильном пункте пропуска "Нұр жолы" через электронную очередь заезд в Китай ожидают 600 фур с казахстанской продукцией: подсолнечное масло, маргарин, шерсть. Также 8 тысяч порожних автотранспортных средств для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска "Достык".
В Нацпалате отметили, что меры по стабилизации ситуации на казахстанско-китайской границе должны приниматься на основе равноправия и взаимной выгоды для всех участников рынка, что снимет социально-экономическую напряженность.
Казахстанцы простаивают в очереди на границе с КНР: что делают для решения проблемы
Учитывая, что ситуация с решением эпидемиологических проблем и введением ограничительных мер китайской стороной может затянуться на первый квартал 2021 года, отечественные грузоотправители могут потерять китайский рынок для сбыта своей продукции.
Ранее сообщалось, что министерство иностранных дел Казахстана продолжает переговоры с уполномоченными органами Китая для решения вопроса по транзиту грузов на казахстанско-китайской границе.