АСТАНА, 1 апр — Sputnik. Айгюзель Кадир. Интернет захватил мир и съел его со всеми потрохами. Отсутствие вай-фая – отныне боль и печаль, а человек без Instagram – для некоторых просто "не у дел". Мемы, кеки, лолы, лайки, смайлы − это вам не шутки, а то, чем живет новое поколение. Среди этого безумия виртуального мира популярность некоторых может быть вполне реальной. Особенно людей с хорошим чувством юмора. Нет, я сейчас не про "похудей к лету за день" и "заработай, лежа на диване". Вайнеры, пранкеры, блогеры – вот те, кого называют феноменом Сети. А если это все собрано в одном проекте, получается бомба.
Алма – Ата, штат Небраска
В декабре прошлого года в Казнете стартовал проект с оригинальным названием "Алма-Ата, штат Небраска", целью которого стало развить сферу видеоблогинга в Казахстане. "Казахстанские пранки, розыгрыши, юмор, лайфстайл и настоящие интернет-шоу", — так основатели обозначили свое направление. Авторами креативного продукта стали вайнеры (*те, кто снимают короткие смешные ролики) Биржан Ашим, его одноклассник Искандер Батырбеков и популярный вайнер Марлен Капбар (проект Queex). В составе команды есть и представительница прекрасного пола – Тават Мамедова. Набирающий популярность и любовь зрителей YouTube-канал за короткое время уже успел удивить смелым розыгрышем Тауекел Муслима и жесткой шуткой-облавой над другими вайнерами.
– Так же, как возникают практически все вайн-проекты, это было на ходу. Идея снимать что-нибудь интересное на YouTube пришла сначала Марлену и Искандеру. Потом они подтянули меня. Честно, супер-пупер "successstory" тут нет. Начали снимать и все. А чье это детище… Наверное, прозвучит банально – это общее дело. Потому что каждый вкладывает все, что может. Говорить, что проект принадлежит кому-то одному – неправильно. Мы создали вместе проект, которому нет аналогов.
– С целью и направлением Вы определились уже на первоначальном этапе?
– Видение проекта было уже с самого начала, да. На первом этапе мы смотрели и ориентировались на российский рынок. Но потом со временем стали сомневаться: что-то у нас идет неправильно. Потом поняли, что у них, в России, гораздо больше аудитории. В самом начале нам было сложно, хоть мы и видели ту картинку, к которой хотели прийти. Было очень трудно раскачать аудиторию. Да и сейчас это нелегко дается, потому что у нас нет тренда YouTube в Казахстане.
– Проблема заключается в отсутствии интереса аудитории?
– Да, в том, что охват маленький. Зрители, которые нас смотрят, обожают нас. Вот только просмотров мало (в среднем 40-50 тысяч зрителей на одно видео – прим.). Но стоит человеку, который с нашими работами не знаком, просто дать попробовать посмотреть… Все, он наш. В Казахстане аудитория боится хронометража, потому что люди привыкли смотреть минутные видео в Instagram и все. Но мы делаем постепенно шаги, чтобы ситуацию изменить.
В каждой шутке — доля шутки
– Не было такого, что вы начали снимать для "Алма-Ата, штат Небраска", просто, как говорится, "поржать"?
– Абсолютно нет. Мы к роликам относимся очень серьезно. Проекты "чисто поржать", как правило, уже заведомо не успешны. Мы снимаем не просто, чтобы было смешно, а для того, чтобы это было интересно, в первую очередь.
Однако далеко не все розыгрыши и ролики команды безобидные. Так, ребята устроили ненастоящую облаву ОМОНовцами на вайнеров команды "4Juniors".
– Здесь все не так просто, как кажется на поверхности. На самом деле это видео – своеобразный посыл в общество. Сегодня в стране азартные игры очень развиты. Мы хотели показать, мол "за то, что ты делаешь, тебя могут наказать". Конечно, я не говорю, что мы в корне решили эту проблему, но все же привлекли внимание. Ребята теперь говорят, что больше не играют в карты. Но они не обиделись, они наши друзья.
Господи, все матерятся
– У вас многотысячная армия поклонников. На данном этапе вы пытаетесь угодить подписчикам или все-таки свои интересы ставите на первый план?
– На какие еще уступки идете ради просмотров?
– Мы понимаем, что зритель не будет смотреть видео, если все герои ролика будут одинаковыми. Поэтому то, что люди видят – это образы. Очень приближенные к реальным, но все-таки образы. Мы командой садимся и договариваемся: "Марлен, ты должен быть немного грубым. Ты должен быть доступнее для зрителя. Я должен быть самым простым, Искандер должен быть угарным".
– Вас нередко упрекают за частое употребление нецензурных слов в своих видео. Как относитесь к такой критике? Действительно, почему много мата?
– Потому что, видео без мата — это кино. Это "постанова". Да, люди пишут, что маты режут слух и просят нас обойтись без этого. Но, Господи, в обычной жизни все матерятся. Дети рано или поздно начинают. Мы своими матами уж точно не увеличиваем количество матершинников в обществе. Как-то мы пытались "запикать" маты, но в итоге получилось шоу телевизионного формата. А это уже не то, что мы хотим. Интернет – это свобода слова.
– Когда мы только начинали, каждое матерное слово задевало изнутри. Но я с самого начала понимал, куда я иду. Знаете, я заметил, что очень много неадекватной аудитории. Сейчас я научился многое игнорировать, у меня чешуя непробиваемая. Я не реагирую, когда оскорбляют меня. Но, когда задевают семью, членов команды, особенно Тават, разумеется, сложно не реагировать.
Деньги и "уятская" аудитория
– Создание одного видео на YouTube – дело затратное. И с точки зрения финансов, и с точки зрения энергии. Почему Вы так вкладываетесь? Какой реакции Вы добиваетесь?
– Понимаю, к чему вы клоните. Но, на самом деле, на этом пока что в Казахстане заработать очень трудно. Сфера видеоблогинга только развивается. В ютуб потенциала гораздо больше, чем в инстаграм. Но проблема в том, что нет компаний, которые бы вкладывали деньги. Их нет, потому что и блогеров с хорошим контентом мало. Но мы сейчас живем идей – развивать видеоблогинг. Рано или поздно мы начнем на этом зарабатывать. Но сейчас надо работать над контентом и меньше думать о заработке.
– Юмор у нас хороший. Плохо то, что у нас много запретов. Вот, к примеру, мне нравится американский стиль, где есть место и черному юмору, который вполне адекватно воспринимается. У нас, не дай Бог, голую бабу покажешь, все за сердце хватаются. Но в целом очень много ребят, которые хорошо шутят. Это и стендаперы, тот же Сабуров, и КВН. С юмором на самом деле все хорошо. Дело не в тех, кто шутит. Дело в тех, кто слушает. Пока аудитория будет такая же "уятская", у нас юмор очень сложно будет продвигаться. Пока не будут появляться дерзкие ребята, которые будут идти против такой системы.