Новый казахстано-американский фильм "Токал" — наглядный пример того, как по жизнеспособной истории можно снять кино, смотреть которое местами смешно, местами стыдно, местами грустно, но, по большей части, все же весело. Правда, вряд ли создатели этой амбициозной картины планировали, что зритель будет смеяться так часто.
В принципе, с фильмом "Токал" все было ясно еще по трейлеру. За какие-то 35 секунд его создатели умудрились максимально пояснить, что нас ждет в полной версии картины: эмоции через край, неуемный пафос, картонная игра актеров. Чего нельзя отнять у "Токал" — фильм полностью совпал с ожиданиями.
Начинается "Токал" смело: с постельной сцены. Ерик Жолжаксынов и Жанель Макажан, почему-то местами одетые (впрочем, о вкусах не спорят), в рапиде и под расслабляющую музыку не очень правдоподобно имитируют секс. Тем не менее, в кадре несколько раз появляется обнаженная грудь (и вовсе не Жолжаксынова), которая как бы должна натолкнуть нас на мысль, что это не просто казахстанская, а казахстано-американская картина, и дальше все будет смело и по-взрослому.
Тут же следует гениальный режиссерско-операторский прием – камера совершает поворот на 90 градусов, блудливые алматинцы оказываются в вертикальном положении, и девушка повязывает своему любовнику галстук. Мы узнаем, что Кайрат (Ерик Жолжаксынов) уже два года не только семьянин с женой Ботой (Гаухар Джия Нуртас) и двумя дочерьми, но и счастливый обладатель токал последней модели. Камилла (Жанель Макажан) много не просит, "сдать" Кайрата по месту прописки не грозится, истерики устраивает строго раз в пятнадцать минут.
Алматы не зря называют "большой деревней, где все друг друга знают". Отец Боты Темирлан (опальный ныне Тунгышбай Аль-Тарази) – владелец крупной строительной компании. Кайрат – фактический руководитель конторы. У Боты есть младший брат Сапар (Досхан Сакен) – малого ума, но его как раз хватает на то, чтобы, помимо беременной жены, завести (во всех смыслах) еще и подругу Камиллы. Та, в свою очередь, и не подозревает, что успешно потрошит брата жены любовника Камиллы. Как и сама Камилла – при том, что ходит с Ботой в один салон красоты, ведь, как известно, других в Алматы нет. Как нет других баров, ресторанов и женских консультаций.
В напряженной обстановке всеобщего знакомства и повального незнания Кайрат и Камилла за два года умудрились ни разу не "спалиться", но это до поры, до времени. Ровно с началом фильма инстинкт самосохранения у токальных дел мастера отключается. А уж когда гадалка с криком "Вот она, разлучница!" схватит фасолину, тут и Бота задумается, в какие такие командировки постоянно ездит ее муж.
Во все еще идущей в прокате комедии Аскара Узабаева "Glaмұр для дур" есть отличная сцена, в которой режиссер сообщает пришедшей на кастинг девушке: "Вы такая очаровательная. Но такая бездарность". Эта фраза – как отражение фильма "Токал". Даже на той истории, что имелась в распоряжении съемочной группы, можно было сделать приличное кино. Ведь история – актуальная для современного Казахстана и вполне жизненная. В том числе, цитирующая общественные устои. Например, мать сообщает прознавшей про измену Кайрата Боте, что та сама виновата, раз мужа не удержала, и надо быть мудрее и сдержаннее. В общем, придерживаться широких взглядов на жизнь.
Актерские работы? Увы, у россиянина Евгения Чельцова, выступившего в качестве постановщика картины "Токал", и его сорежиссера Гаухар Джии Нуртас (она же – вдохновитель проекта, соавтор истории, генеральный продюсер, исполнительный продюсер и экранная Бота) толком не играет никто. Как в принципе обделенные талантом и мастерством персонажи (а их в составе примерно две трети), так и состоявшиеся актеры, в частности, Жолжаксынов и Аль-Тарази. Первые чеканят свои реплики, словно вызубренные уроки, время от времени добавляя эмоции, диапазон которых ограничен криком и выпученными глазами. Вторые, видимо, оказались предоставлены сами себе, перепутали кино с театром и не отстают от своих менее опытных экранных коллег.
Диалоги? Такое ощущение, что все тот же Чельцов писал их при активном использовании словаря шаблонов, после чего сайт random.org раскидал фразы по тексту методом случайных чисел. Топ-3 моих любимых диалогов из "Токал":
3) Кайрат приводит Камиллу в новую квартиру: "Эта квартира твоя. И документы готовы. Смотри, как тут красиво. Особенно из окна".
2) — Уходишь?
— Ухожу.
— К ней?
— От тебя.
1) — Выпьем?
— Обязательно. За что пьём?
— Здравствуй.
И на этом хохотательный потенциал используемых в фильме диалогов не ограничивается.
Апофеозом же китча и трэша, сосредоточением которых, по сути, является весь фильм "Токал", становится сцена полуоргии, организованной подругами Боты. Обманутые жены богатых агашек, разодетые, как лучшие шлюхи нижней части города, предаются свальному греху в компании парней разной степени смазливости.
Но Бота не такая. Она еще прочтет мораль зарвавшейся токалке с использованием древних идиоматических изречений, спасет компанию отца и покажет, что если в этой семье у кого-то и есть яйца, то точно не у ее мужа и брата.