"Закон направлен на оптимизацию процедур закупочного процесса, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции", - подчеркивается в сообщении.
Сокращение процедур
Закон обновил механизм рассмотрения жалоб и пересмотрел роль Минфина.
Теперь жалобы будет рассматривать сам организатор закупок.
"Обжалование итогов закупок будет осуществляться посредством веб-портала и только по закупкам, где победитель определен конкурсной комиссией", - указывается в сообщении.
А еще сроки закупок теперь будут устанавливать правила, а не закон.
Кроме того, в законе пересмотрели основания признания госзакупок несостоявшимися.
"Ранее закупки могли признаваться несостоявшимися, когда в них участвовал только 1 поставщик. Теперь же допускается заключать договор с таким поставщиком, в случае признания его соответствующим квалификационным требованиям", - уточнили в Акорде.
Отдельно для ускорения закупок в законе предусмотрели право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП (месячный расчетный показатель, в 2024 году 3 692 тенге), работ и услуг до 500 МРП.
"Для сельских акиматов порог приобретения таких товаров, работ и услуг увеличен с 3000 до 4000 МРП", - говорится в сообщении.
Кроме того, теперь из одного источника можно будет закупать товары, работы и услуги, которые нужны для предотвращения чрезвычайных ситуаций (сейчас только для ликвидации последствий ЧС).
А еще упрощен порядок закупок научными организациями.
"Закупки научно-исследовательских институтов и организаций высшего и (или) послевузовского образования для выполнения научных исследований и научных работ будут осуществляться по правилам, утверждаемым Миннауки", - уточнили в Акорде.
Закупать качественное
"Для повышения квалификации участников закупок и развития неценовых критериев выбора внедрен реестр потенциальных поставщиков", - говорится в сообщении.
Реестр, убеждены инициаторы закона, позволит проводить закупки среди поставщиков, имеющих положительную репутацию, и перейти к выбору поставщиков с комбинированием ценовых и качественных критериев по всем видам закупок.
Информация о поставщике будет формироваться путем широкого использования данных информсистем госорганов (опыт работы, финустойчивость, отсутствие налоговых задолженностей, размещение финотчетности в открытом доступе и др.).
Кроме того, закон установил возможность заключения договора о строительстве под "ключ", предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта.
А еще внедрены так называемые "устойчивые госзакупки", основанные на приобретении товаров, работ и услуг с учетом социальных, экономических и экологических аспектов.
Ответственные поставщики
Теперь общественность сможет мониторить госзакупки. А еще те компании, у которых руководитель или учредитель ранее совершили коррупционные правонарушения, теперь просто не допустят к госзакупкам.
"К госзакупкам также не будут допущены потенциальные поставщики, имеющие просроченную задолженность по заработной плате", - добавили в Акорде.
Отдельным пунктом сокращены с 50 до 30 процентов предельные объемы работ и услуг, передаваемые поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг.
Развитие конкуренции
Все закупки госорганов и квазигосударственных компаний в Казахстане могут перевести на единую платформу - веб-портал госзакупок.
"На первом этапе будут сохранены текущие закупочные площадки и проведена интеграция для сбора и отображения детальной информации по закупкам", - напомнили в Акорде.
Кроме того, закон исключил способ закупа через товарные биржи. А еще закупки из одного источника путем прямого заключения договора с конкретным поставщиком, теперь будут осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для реализации критически важных объектов и проектов общестранового значения.
Для поддержки отечественных товаропроизводителей Минфин утвердит отдельный перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупать исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон вводится в действие с 1 января 2025 года.