НУР-СУЛТАН, 25 мар — Sputnik. Не успел Казахстанский трубопроводный консорциум прийти в себя после санкционного удара по российской нефти, которая транспортируется по одному нефтепроводу с казахстанской, как в дверь постучалась новая проблема: на главной нефтяной артерии Казахстана произошла авария. Как это отразится на казахстанской экономике и есть ли свет в конце трубы, сейчас пытаются оценить все причастные.
Трубопровод "встал"
Погрузка нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) полностью остановлена. Позже остановили и транспортировку по одноименному трубопроводу.
Из-за выхода из строя причальных устройств на терминале в Новороссийске КТК полностью останавливает погрузку нефти и транспортировку по трубопроводу, сообщил вице-премьер России Александр Новак.
Это может стать проблемой для экспорта казахстанской нефти. Дело в том, что порядка 80% нефти Казахстан отправляет за рубеж через Россию по трубопроводу КТК. В 2021 году по трубопроводу транзитом прошло 53 млн тонн нефти. Общая мощность КТК составляет 63 млн тонн в год. Основными акционерами КТК являются Россия (31%), Казахстан (21%) и Chevron (15%).
Потеряет ли Казахстан в доходах от экспорта нефти
По предварительным оценкам Союза нефтесервисных компаний, если простой КТК затянется на два месяца, то бюджет Казахстана может недополучить порядка 500 млн долларов. С этим не согласен министр энергетики Болат Акчулаков. По его словам, авария не повлияет на поступления в бюджет. Аргумент – высокие цены на нефть в 2022 году.
"Сегодня цена на нефть достаточно высокая, даже очень высокая, больше 120 долларов на утро было за баррель. Это при том, что на этот год планировали 60 долларов в среднем. Поэтому с точки зрения каких-то поступлений в бюджет не вижу рисков", – сказал министр.
С этим согласился эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, из-за роста цен на нефть потери Казахстана будут незначительными – страна продаст меньше нефти по завышенной стоимости.
"Насколько я знаю, Казахстан сейчас заполняет все возможные резервуары нефтью, в том числе и в Новороссийске. Дальше стране было бы правильно перенаправить хотя бы часть своего экспорта на другие маршруты. Не исключено, что стране придется сократить объемы экспорта. Казахстан, скорее всего, немного потеряет в доходах из-за этой аварии. Цены на нефть ползут вверх, поэтому даже сокращение экспорта не сильно ударит по доходам от продажи нефти", – сказал собеседник Sputnik Казахстан.
На сколько затянется ремонт терминала КТК
Генеральный директор КТК Николай Горбань сообщил, что консорциум может столкнуться с перебоями поставок иностранного оборудования, необходимого для работы морского терминала, многие поставщики уже отказываются работать.
"Это все импортные комплектующие, на сегодняшний день они у нас в наличии есть, дальнейшие поставки я пока не берусь прогнозировать, но, скорее всего, будут проблемы, потому что на сегодняшний день многие поставщики отказываются поставлять и работать", – заявил Горбань.
Сейчас консорциум пытается найти аналоги необходимого иностранного оборудования, но пока результатов нет.
По оценкам Болата Акчулакова, на ремонт причальных устройств КТК потребуется от трех недель до месяца.
Ведущий авторской программы "Байдильдинов. Нефть" Олжас Байдильдинов считает, пока неизвестно, что именно нужно ремонтировать или заменять. Однако антироссийские санкции, однозначно, негативно скажутся на сроках восстановления нормальной работы трубопровода.
"Думаю, пока рано паниковать. Нефть в нефтепроводе не совсем казахстанская. Около 80% экспорта из Казахстана приходится на КТК, из которых 90% – это нефть, добываемая иностранными консорциумами Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Нефтепроводом владеет консорциум из 11 компаний, в числе которых есть как раз те самые западные нефтедобывающие компании. Полагаю, у всех есть интерес как можно скорее ликвидировать аварию", – сказал эксперт.
Игорь Юшков полагает, что ремонт причальных устройств на терминале КТК займет как минимум месяц.
"Формально против КТК санкций нет. Против казахстанской нефти санкций тоже нет, она реализуется без дисконта. Но есть проблема с логистикой – оборудование и детали нужно как-то доставить еще в Новороссийск. Дело в том, что иностранные компании пока не знают до конца, что можно делать в отношении России, а чего нельзя. При нормальной логистике и нормальной погоде ремонт занял бы от двух до пяти недель. Я думаю, что месяц нормальной работы КТК не будет точно", – сказал Игорь Юшков.
Есть ли другие пути у казахстанской нефти?
Сразу после первых новостей об аварии на терминале КТК министерство энергетики заявило, что ведомство ведет переговоры с российской стороной и рассматривает альтернативные пути для экспорта нефти.
Позже глава ведомства заявил, что полностью перенаправить потоки экспортной нефти в кратчайшие сроки не получится.
"Мы какие объемы сможем перенаправить: частично это порт Актау, есть у нас нефтепровод, который идет через Самару, и еще есть небольшой объем, который можно перевести в сторону китайского направления. Остальные более объемные маршруты, которые можно было бы рассматривать, действительно, займут время", – заявил Акчулаков.
Ранее США запретили импорт всей нефти и нефтепродуктов из России. Позже в американском министерстве финансов заявили, что эмбарго затронет только российскую нефть. На товары не из России, даже если они транзитом проходят через территорию этой страны или вывозятся из нее, запрет не распространяется. Американцы привели в пример Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК). По нему проходит основной маршрут казахстанской экспортной нефти.
Инфографика "Каспийский трубопроводный консорциум"
© Sputnik