АЛМАТЫ, 19 янв — Sputnik. Начальник департамента полиции Алматы Канат Таймерденов рассказал подробности того, как в ночь с 5 на 6 января около тысячи боевиков предпринимали десятки попыток прорваться к административному зданию и захватить оружейный арсенал. Главный полицейский Алматы также рассказал, как держали оборону в неравной схватке с бандитами, когда у них заканчивались боеприпасы.
Штурм был организован профессионально
По словам Каната Таймерденова, ситуация, сложившаяся ближе к полудню 5 января в Алматы, была исключительно сложной. Толпы погромщиков собрались сразу в нескольких районах города примерно на одинаковом удалении от площади Республики и практически одновременно выдвинулись в ее сторону.
Подразделения полиции и военных неоднократно пытались выставить им заслоны, при этом имея из вооружения только щиты, резиновые дубинки, светошумовые и газовые гранаты. Но столкнуться пришлось уже не с мирными митингующими, а с хорошо организованными группами боевиков, в арсенале которых были биты, обрезки арматуры, железные трубы, камни. При виде силовиков они, не раздумывая, нападали на них и избивали со звериной жестокостью. Были случаи, когда взятых в плен военных и полицейских погромщики выставляли живым щитом впереди себя.
"В это же время стала поступать оперативная информация, что часть боевиков напала на семь оружейных магазинов в Алматы и получили 1 387 единиц боевого оружия - нарезного, охотничьего, травматического. Не исключаю, что было у них и свое оружие", - рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан глава алматинской полиции Канат Таймерденов.
Примерно в это же время стало известно, что несколько групп вооруженных людей намерены напасть на административные здания департамента и управлений полиции в разных районах города. Об этом было немедленно доложено главе МВД Ерлану Тургумбаеву. В столице было принято решение незамедлительно ввести в действие специальный план по защите зданий полиции и, как выяснилось позже, мера была действительно своевременной.
"В первую очередь было важно удержаться потому, что в зданиях находился солидный арсенал оружия. Если бы его захватили бандиты, то, не исключаю, что дальше мог быть другой расклад. Я связался со всеми начальниками отделов полиции и дал команду подготовиться к возможным атакам, чтобы они с личным составом закрепились на местах. И, действительно, около семи вечера к нашему зданию стали стягиваться группы вооруженных людей. Сначала были угрозы, требования сдаться. Но после отказа начались попытки штурма", - вспоминает Таймерденов.
Только на здание департамента полиции за ночь было совершено 27 атак.
Долгая осада
О том, что нападение на здание департамента полиции было хорошо организовано и действовали боевики, явно прошедшие спецподготовку, стало понятно почти сразу. Нападавшие атаковали здание с разных сторон, параллельно пытаясь протаранить ворота угнанным военным КамАЗом. К слову, погромщики тут действовали так же, как это было за несколько часов до этого в алматинской резиденции президента. Там КамАЗ пробил заграждение, и, прикрываясь им, террористы сумели подойти к зданию.
Нападавшие использовали коктейли Молотова: случись пожар, полицейские оказались бы в ловушке, и помощи, скорее всего, не дождались бы.
"Нападали очень организованно, с нескольких сторон: Масанчи - Кабанбай батыра, Масанчи - Карасай батыра, со стороны Никольского собора и бывшей территории одноименного рынка. Нас сразу окружили. По периметру департамента мы выставили сотрудников. Сам я находился на рабочем месте все это время. И, когда возникла реальная угроза, по нам начали стрелять, мы открыли ответный огонь по нападавшим", - вспоминает Канат Таймерденов.
По его словам, на тот момент силовики слабо представляли, какое количество боевиков и погромщиков их атакует. Уже позже, благодаря видео, предоставленному жителями соседней девятиэтажки, удалось установить, что здание полиции штурмовали около тысячи человек. Они были одеты в бронежилеты и камуфляж. Их прикрывали снайперы с крыши с соседнего дома.
Тем не менее полицейские отбили несколько атак, так и не дав боевикам прорваться на территорию. Понимая, что сил недостаточно, организаторы нападения доставили на место и раздали остальным нападавшим большое количество похищенного огнестрельного оружия.
"Это были хорошо подготовленные люди, которые не просто знали боевую тактику, но и очень тонко разбирались в ней: организация боевых порядков, правила и тонкости ведения боя в городских условиях. Залегшие на крыше снайперы вели по нам прицельный огонь, пока их не уничтожили", - уточнил начальник департамента полиции Алматы.
К утру заканчивались патроны
Насколько интенсивными были атаки бандформирований на здание департамента полиции, можно судить по сотням пулевых отверстий в округе: прежде горожане могли видеть подобные картины только в кино.
"Я с 1995 года служу в органах внутренних дел. Конечно, по службе приходилось бывать в разных ситуациях. Но чтобы вот так, полномасштабные боевые действия в центре города, я сам впервые такое видел и по долгу службы принимал участие в защите здания", - говорит Таймерденов.
Помимо дежурной смены сотрудников ДП Алматы, в обороне здания участвовали сотрудники алматинской Академии МВД. Но все равно у нападавших было значительное количественное преимущество. Защитники же понимали, что на тот момент рассчитывать можно было только на свои силы, а потому бились с особенной отвагой.
Помимо здания департамента полиции, одновременно боевики напали еще на несколько районных подразделений полиции: Алмалинское (при защите погибли два сотрудника полиции), Ауэзовское, Жетысуское, Медеуское, Бостандыкское районные управления, административное здание местной полицейской службы.
"Везде наши сотрудники, как бы банально это не звучало, защищались отважно. Все понимали, что необходимо отстоять здания. Потому что в каждом из зданий находилось боевое оружие. Мы вооружили всех аттестованных сотрудников, в том числе сотрудников Академии МВД, которые были переброшены к нам на подмогу. Силы обороны были крайне ограничены, ведь наши объекты разбросаны по городу, и было необходимо защищать их все. И именно поэтому я сейчас говорю, что всем сотрудникам, кто их оборонял, нужно отдать должное тому, что они устояли", - рассказал начальник департамента полиции Алматы.
По словам Каната Таймерденова, все время, пока шли атаки на департамент, он постоянно находился на связи с главой МВД Ерланом Тургумбаевым и акимом Алматы Бакытжаном Сагинтаевым, и докладывал о любых изменениях обстановки. А ближе к утру полицейским действительно потребовалась помощь.
"Где-то около трех-четырех часов ночи у нас уже заканчивались патроны. Когда мы сообщили об этом министру, он дал команду Национальной гвардии, и на бронированном спецтранспорте им удалось прорваться к нам и доставить боеприпасы. На тот момент мы еще не понимали, как скоро все это закончится", - рассказывает Таймерденов.
Все стали единым кулаком
Вспоминая пережитые часы штурма, главный полицейский Алматы отдельно отметил слаженность действий своих подчиненных в экстремальной ситуации.
"Нас действительно было немного. И что меня действительно поразило и сильно обнадежило - в этой ситуации у сотрудников не было паники и страха. Все просто сплотились на глазах, стали одним целым, четко работавшим, отлаженным механизмом, одним кулаком. Кто не отстреливался, подносили патроны туда, где их не хватало, воду, снаряжали рожки и обоймы, делали все, что было необходимо. Это происходило на протяжении всей ночи", - говорит Таймерденов.
Атаки на департамент полиции Алматы закончились только перед самым рассветом, около половины седьмого утра 6 января, когда оставшиеся в живых боевики поняли, что их планы провалились. Сумев забрать большую часть своих уничтоженных соратников, они покинули место ночного побоища. Спустя несколько часов к охране здания ДП подключились военные на бронетехнике.
"Ни раненых, ни погибших со стороны полиции при штурме департамента полиции города не было. Двое, как я говорил, погибли при штурме управления полиции Алмалинского района. Мы не подпускали их близко. И им так и не удалось прорваться на территорию, вплотную к объектам нашим. То есть остановили на подступах", - уточнил генерал Таймерденов.
Сейчас в министерстве внутренних дел проводится тщательный анализ действий террористических групп и делаются выводы по дальнейшему совершенствованию эффективности обороны в подобных случаях.
"Все эти разговоры о том, что митинг был мирным, не имеют никаких оснований, и те люди, кто в эти дни был в городе, прекрасно это видели и знают. И понимают, что тот, кто взял в руки оружие, нападает на полицию, здания госорганов, крушат и поджигают их, убивают полицейских, военных и гражданских – это и есть террористы, и никак по-другому их не назвать", - уверен Канат Таймерденов.
Обстановка в Алматы
По словам главы алматинской полиции, на данный момент обстановка в городе полностью контролируется силовиками. Он напомнил, что даже после снятия режима ЧП в мегаполисе по-прежнему продолжается антитеррористическая операция.
"Сейчас мы объявили о добровольной сдаче оружия и предупредили, что к уголовной ответственности привлекать сдающих не будем, если человек лично не участвовал в совершении каких-либо преступлений. Те же, у кого оружие будет изъято в ходе опермероприятий, понесут самую жесткую уголовную ответственность. Для розыска тех, кто участвовал в похищении оружия, создана специальная следственно-оперативная группа, не считая того, что на это ориентирован весь личный состав. Министерство держит этот вопрос на особом контроле", - говорит Таймерденов.
Он также отметил, что в департамент полиции продолжают поступать жалобы от граждан на незаконные действия и превышение полномочий некоторыми сотрудниками полиции. Каждая из них проверяется досконально и тщательно, исключая любой формализм.
"О формализме в сложившихся обстоятельствах не может идти речи. Это установка и министра, и наше требование к сотрудникам – четко соблюдать законность. По-другому в такое время действовать нельзя. При этом люди должны понимать, что в одночасье мы могли потерять мир в нашей стране. И многие это понимают. Потому что даже в те дни нашлось много мирных граждан, которые собирались в группы, организовывали дружины и много объектов сумели защитить от мародеров. То есть гражданское общество тоже в эти дни немалую поддержку оказало. Люди приезжали, кормили наших сотрудников, готовы были оказать помощь по многим вопросам, в том числе и семьям погибших. На самом деле все эти дни мы поддержку ощущали, мощную поддержку", - резюмировал Канат Таймерденов.