Фото

К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания - колоритные фото

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.

Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета (НОЦ "Большой Алтай" АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.

Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.

"На Большом Алтае происходило зарождение и формирование тюркских народов, сплав и взаимодействие разных культур, в результате чего, даже в современной жизни этих народов — в обычаях, еде, семейных отношениях, формах государственного управления — можно найти нечто общее. То, что делает кыргыза, алтайца, казаха, потомственного сибиряка, практически родственниками", — рассказал руководитель НОЦ "Большой Алтай", президент АлтГУ Сергей Землюков.

Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разного состава животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — в начале XIX веков по этнографическим описаниям.

Казахстан и Россия запустят виртуальный музей "Большой Алтай"

В северных районах республики Кыргызстан — Исыык-Кульской и Нарынской областях — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище является главным источником для мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.

Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов и сегодня.

В юртах скотоводы живут до сих пор на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилища там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и в городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома, в том числе и в Казахстане.

Дом невесты: в Петропавловске снимают фильм о Янушкевиче - фото

Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная, ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами.

"У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в этом мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу. Таким образом, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени", — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай", директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.

Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок для изготовления ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.

Историк создает орудия труда по технологиям неандертальцев - видео

В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.

Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".

Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно в народе считается что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.

Международный форум по исследованию Большого Алтая пройдет осенью

"Экспедиция вызвала большой научный интерес со стороны нашей республики, потому что наши традиции и культура очень близки. Поэтому организовав этнографическую экспедицию в Восточно-Казахстанский регион, можно собрать и систематизировать сохранившиеся традиции и казахского народа, и кочевой цивилизации", — рассказала заместитель директора по науке "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника" Гульжан Кашакукызы.

Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международном алтаистическом форуме в АлтГУ.

Захоронение эпохи сарматов обнаружено в Актюбинской области

Проект "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" реализуется при поддержке министерства науки и высшего образования России.

1 / 8
Стадо возвращается с выпаса, село Ат-Баши, Нарынский район.
2 / 8
Лошади на водопое на летнем пастбище (джайлоо) Сон-Кол в Нарынском районе.
3 / 8
Лагерь скотоводов на летнем пастбище (джайлоо) Сон-Кол в Нарынской области.
4 / 8
Гостевая юрта в селе Кызыл-Туу.
5 / 8
Мастер скрепляет части деревянной решетки юрты (кереге), село Кызыл-Туу.
6 / 8
Мастерица за работой над ковром шырдак, село Кызыл-Туу.
7 / 8
Сказители-манасчи рассказывают молодежи о жизни и военных походах киргизких богатырей Манаса, Семетея, Сейтека.
8 / 8
Экспедиционный отряд у памятника истории Таш-Рабат в Ат-Башинском районе Нарынской области.