Семипалатинский полигон молчит уже 30 лет: чего хотят пострадавшие от него люди

Общественники Восточно-Казахстанской области недовольны социальной поддержкой для тех, кому пришлось годами жить бок о бок рядом с опасным объектом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 29 авг — Sputnik. Казахстан в этом году готовится отметить очередную годовщину закрытия Семипалатинского ядерного полигона.

Ровно тридцать лет назад - 29 августа 1991 года - в стране подписали указ о закрытии одного из крупнейших полигонов мира. Таким образом, республика стала первой страной, добровольно отказавшейся от внушительного ядерного арсенала.

Полигон навеки замолчал, однако отзвуки гремевших когда-то взрывов звучат по сей день – некоторым жителям Восточно-Казахстанской области до сих пор приходится сталкиваться с последствиями губительного для здоровья загрязнения.

Sputnik Казахстан попытался выяснить: на что сегодня могут рассчитывать жители и довольны ли они этой поддержкой.

В Казахстане выпущены коллекционные монеты к 30-летию закрытия ядерного полигона

Какие выплаты положены

Сейчас размер пособий и надбавок зависит от того, какой дозе облучения и на протяжении какого времени подвергался местный житель. Для этого смотрят, в какие годы и где конкретно жил человек. 

Напомним, что в первые годы работы полигона проводились самые опасные - надземные взрывы, после чего исследователи перешли на подземные испытания. Поэтому сегодня при расчете выплат учитывается, где проживал человек с 1949 по 1965, а также с 1966 по 1990 годы.

Власти определили территории, которые подвергались воздействию радиации больше всего. В зависимости от этого вся Восточно-Казахстанская, а также "кусочки" прилегающих к ней Карагандинской и Павлодарской областей, разделены на:

  • зону чрезвычайного радиационного риска;
  • зону максимального радиационного риска;
  • зону повышенного радиационного риска (к ней в числе прочих относятся города Семей, Усть-Каменогорск и Риддер);
  • зону минимального радиационного риска;
  • территорию с льготным социально-экономическим статусом.

Семипалатинский полигон: 30 лет без взрывов

Так, человеку, проживавшему в зоне чрезвычайного радиационного риска в 1949-1965 годы, за каждый год проживания положено единовременное пособие от государства в размере 5,23 МРП (по нынешним меркам это составляет 15 255 тенге). За 1966-1990 годы сумма составляет уже 1,05 МРП (4 375 тенге). Меньше всего положено человеку, который проживал в Баянаульском районе Павлодарской области (территория с льготным социально-экономическим статусом) с 1949 по 1990 годы – по 0,26 МРП (758 тенге) за каждый год.

Небольшие надбавки к пенсии положены тем, кто вышел на пенсию до 1 января 1998 года и проживал в зоне чрезвычайного или максимального риска - 2,09 МРП (6 096 тенге) и 1,83 МРП (5 338 тенге) соответственно. Остальным пенсионерам надбавок не положено.

Кроме того, всем местным жителям положены надбавки к зарплате за счет работодателя – два МРП (5 834 тенге), 1,75 МРП (5 104 тенге), 1,5 МРП (4 375 тенге), 1,25 МРП (3 646 тенге) и один МРП (2 917 тенге) в зависимости от места проживания. Также положен дополнительный отпуск на восстановление здоровья, опять же за счет работодателя – в количестве четырнадцати, двенадцати, десяти, семи и пяти дней.

МЗП vs МРП

Как рассказал Sputnik Казахстан глава социологического центра города Семея Алексей Коновалов, закон "О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие ядеpных испытаний на Семипалатинском испытательном ядеpном полигоне", был принят 18 декабря 1992 года.

"Принятие этого закона стало следствием мощных антиядерных настроений, пик которых пришелся на 1989 год, когда при инициативе Олжаса Сулейменова появилось объединение "Невада-Семей". В результате в 1992 году был принят такой уникальный закон: несмотря на разруху 90-х годов, на то, что Казахстан только вступил в фазу независимого государства", - говорит Коновалов.

Однако в последующие годы в документ внесли "массу изменений".

Как на пороховой бочке: хронология громких ЧП на военных складах в Казахстане

"Все они были направлены не на усиление поддержки, а скорее на нейтрализацию и уменьшение нагрузки государства по оказанию социальной поддержки населению. А ведь имеются реальные исследования, доказывающие риски генетических нарушений, онкологических заболеваний в последующих поколениях", - считает 68-летний эксперт, которому пришлось пережить три операции по лечению меланомы.

С ним соглашается и глава семейского общественного объединения "Поколение" Ольга Петровская.

"По первоначальному закону были великолепные льготы, расчет брали по минимальной заработной плате (МЗП), а не по минимальному расчетному показателю (МРП), как сейчас. Но этот закон практически не работал, потому что в государстве не было средств для выплат. А в 1997 году самое лучшее, что было в этом законе, и вовсе убрали", - сказала Петровская в разговоре со Sputnik Казахстан.

Отметим, что согласно редакции закона от 1992 года, тем, кто проживал в зонах радиационного риска, полагалась единовременная компенсация в размере от 5 до 0,25 МЗП за каждый год проживания (в зависимости от периода и вида зоны). Работай эта редакция закона сейчас, сумма составляла бы по нынешним меркам от 212 500 тенге до 10 625 тенге за каждый год проживания. 

Кроме того, первоначальная редакция закона включала в себя выплату повышенных стипендий студентам, а местные жители могли рассчитывать на прибавку к зарплате или к пенсии в размере от 2 до 1 МЗП (по нынешним меркам – от 85 000 до 42 500 тенге).

Давать выплаты будет некому

"К 30-летию закрытия полигона мы очень ждали, что закон будет исправлен уже на современном уровне. В 2019 году к нам приезжал президент Токаев и сказал, что пострадавшие должны получить достойную медицинскую и социальную реабилитацию", - вспоминает Петровская.

Вопрос "смехотворных" выплат поднимали в парламенте, была создана комиссия, однако Петровская считает, что "это просто очередная игра" и делать никто ничего не будет. 

Закон о защите прав пострадавших на Семипалатинском полигоне устарел - депутат

"Много лет играю-играют, и на том же останавливаются. Никто не хочет этим вопросом заниматься. За все эти годы мы столько писали по всем ветвям власти, а толку никакого. Еще потянут-потянут и давать выплаты будет уже некому: люди уходят, так ничего и не получив", - подытожила глава объединения.

На плечи бизнеса

Другой момент, вызывающий возмущение Петровской – надбавки к зарплате, которые работодатели должны выплачивать местным жителям из своего кармана вне зависимости от формы собственности. То же относится и к обязательству работодателя оплачивать дополнительные дни отпуска.

"Вот вы пошли к частнику работать, а он должен платить вам экологические выплаты. В результате заводы и фабрики, которые по закону обязаны выплачивать эти деньги, делают это за счет удорожания продукции. Товар становится неконкурентоспособным. Выплаты закладывают даже в тарифы на тепло, на работу КСК, который существует на средства самих жильцов", - рассказывает она.

Кстати, в начале этого года депутат мажилиса Александр Милютин назвал существующую версию закона "устаревшей", раскритиковав существующие в нем нормы. Так, житель обозначенных в законе зон теряет свои маленькие надбавки к зарплате, уехав жить в другой регион Казахстана. В ответ на запрос премьер-министр Аскар Мамин написал, что оказывать медико-социальную помощь можно в зависимости от "величины индивидуальной дозы облучения", а также поручил создать рабочую группу для обсуждения.