НУР-СУЛТАН, 16 июн — Sputnik. Всего десять лет назад некоторые называли Гульнару Каримову преемницей своего могущественного отца – первого президента независимого Узбекистана Ислама Каримова. Она пела, сочиняла музыку, выпускала одежду, духи и украшения, водила знакомство со звездами мирового шоу-бизнеса.
Однако громкие скандалы, обвинения в коррупции и публичность, которая сопровождала каждый ее шаг, в итоге привели Гульнару к низвержению с политической верхушки Узбекистана.
Sputnik Казахстан представляет эпизоды из жизни 48-летней Гульнары Каримовой, которые красочнее всего расскажут о ее жизни – жизни, в которой нашлось место как гламуру, так и скандалам с тюрьмой.
Вражда с сестрой и матерью
Старшая дочь Ислама и Татьяны Каримовых родилась 8 июля 1972 года в узбекской Фергане. Спустя шесть лет у Гульнары родилась младшая сестра Лола.
Для Ислама Каримова брак с Татьяной стал вторым: по информации СМИ, в первом браке с биологом Натальей Кучми у будущего главы Узбекистана родился сын Рустам (Петр). Неизвестно, помогал ли Каримов своему старшему ребенку, однако дочери президента со своим сводным братом отношений не поддерживали.
Впрочем, привязанности у Гульнары не возникло и к Лоле. О том, что отношения между сестрами, мягко говоря, прохладные, поговаривали давно.
Поэтому интервью, данное Лолой западным СМИ в 2013 году, лишь подтвердили ходившие в народе слухи.
Тогда младшая дочь Ислама Каримова рассказала, что не общалась с Гульнарой на протяжении последних 12 лет.
"Невозможно охарактеризовать отношения, которых нет. Это никогда не скрывалось, и об этом известно очень многим. Мы не поддерживаем никаких связей на протяжении многих лет. Никаких родственных или дружеских отношений между нами нет. Предвосхищая ваш вопрос, я могу сказать, что мы также не видимся и на семейных мероприятиях", - заявила младшая дочь президента.
По ее словам, вызвано это тем, что сестры "абсолютно разные люди" еще с самого детства, и с годами эти различия только усугублялись. Лола также оценила шансы Гульнары стать следующим президентом Узбекистана как "невысокие".
Адвокат Гульнар Каримовой рассказал, в какой тюрьме ее содержат
Спустя пару месяцев после интервью Гульнара отомстила, написав в Twitter о том, что могла бы "прожигать жизнь на собственной яхте с коксом", как ее сестра, однако не делает этого.
Впрочем, Лола – не единственный член семьи, с которым враждует Гульнара. В том же 2013 году старшая дочь президента написала в соцсети пост, в котором рассказала об увлечении своей матери Татьяны Каримовой оккультными ритуалами.
Она спросила у подписчиков о "странной практике", когда человек "выстраивает и зажигает из свечей звезду, треугольники и что-то много повторяет", добавив, что "переживает за маму".
Одна из подписчиц предположила, что речь может идти о сатанизме. В ответ Каримова написала: "Вы не первая, кто так говорит... Может, все же пройдет..." Дочь президента также выразила беспокойство тем, как мать "вешает на двери сухие палки" и дает указание сбить над порогом двери надпись "во имя Аллаха, милостивого и милосердного".
Генпрокуратура Узбекистана взялась за сокровища Каримовой в Женеве
Дальше – больше: спустя еще один месяц Гульнара заявила, что ее рост в 1,82 метра всегда вызывал "некомфорт" у женской половины ее семьи. Рассказала она и о неоднократных угрозах Татьяны Каримовой уничтожить Гульнару в случае, если дочь задумает "лезть в ее дела".
"Я давно стала неудобной некоторым благодаря своему строптивому нраву и постоянным отстаиванием тех, кто работает, создает и творит", - заявила старшая дочь президента.
Громкий развод
Впрочем, список членов семьи, с которыми успела рассориться Гульнара, не ограничился лишь сестрой и матерью.
В 1991 году она вышла замуж за гражданина США Мансура Максуди, этнического узбека из Афганистана. В браке у супругов родились двое детей – сын Ислам, названный в честь влиятельного деда, и дочь Иман. Пара, по одним данным, познакомилась во время учебы в Гарварде, где узбекская принцесса получала степень магистра искусств, а по другим – на общей вечеринке друзей.
Пресса отмечает, что до женитьбы на Гульнаре Максуди был весьма заурядным бизнесменом, однако брак открыл для него огромные финансовые возможности. Зять президента стал связующим звеном между крупным капиталом Америки и руководством теперь уже независимого Узбекистана, возглавив местный филиал Coca-Cola. Постепенно "лимонадный король" прибрал к рукам и другие сферы узбекской экономики.
Однако спустя десять лет, в 2001 году, брак дал трещину. Развестись по-тихому не удалось, развод двух частных лиц сопровождался настоящей судебной войной на две страны. После развода теперь уже бывший муж Гульнары добился в американском суде единоличного опекунства над их общими детьми. В ответ власти Узбекистана лишили Максуди всех активов, а затем и вовсе объявили его в международный розыск.
Ситуация разрешилась лишь через семь лет, когда в 2008 году высший суд американского штата Нью-Джерси постановил вернуть Каримовой полное право на двоих детей.
Я вам песенку спою…
Тучи над Каримовой сгустились в 2012 году. Сначала в Швейцарии начали расследовать дело об отмывании финансов в отношении людей из ближайшего окружения Каримовой. Власти Узбекистана в свою очередь лишили Гульнару дипломатического иммунитета.
Вскоре в СМИ появилась информация о том, что Каримова попала в немилость своего могущественного отца. Например, по указу главы государства в Узбекистане закрыли подконтрольные Каримовой телеканалы и радиостанции, которые широко освещали общественную деятельность Гульнары. Свою работу также прекратили курируемые ею общественные фонды.
В качестве вероятной причины раскола в семье Каримовых некоторые называли конфликт женщины с частью узбекской элиты, компромат на которую она без устали публиковала в соцсети. Поговаривали, что спецслужбы передали Исламу Каримову досье на его дочь, из которого президент узнал о финансовых преступлениях Гульнары и об ее откровенном, не подобающем восточной женщине, поведении.
А может быть, престарелый лидер Узбекистана просто устал от скандалов, которых вокруг его дочери стало слишком много, и решил таким образом подправить имидж своей страны в глазах иностранных инвесторов.
Тюремное послание дочери Гульнары Каримовой появилось в Сети
Как итог – Ташкент возбудил в отношении Каримовой несколько уголовных дел. Гульнару поместили под домашний арест в феврале 2014 года при правлении ее отца.
Примечательно, что за месяц до этого, в январе, Ислам Каримов отмечал свое 76-летие. Гульнара преподнесла отцу подарок, исполнив для президента отрывок из оперы "Самсон и Далила".
Сюжет произведения повествует историю о библейском герое Самсоне, который был вероломно предан Далилой. В отрывке оперы Гульнара от лица Далилы пела о невозможности снести разлуку и просила осушить ее слезы.
Опальная дочь
В интервью западным журналистам дочь Гульнары Иман рассказала о впечатляющем аресте, после которого мать надолго пропала из вида общественности. По словам Иман, в начале 2014 года она приехала в Ташкент на учебные каникулы.
Она находилась вместе с матерью, когда их квартира оказалась под штурмом вооруженных спецназовцев: бойцы попали в квартиру, спустившись на балкон на веревках. ОМОНовцы заставили покинуть квартиру находившихся в помещении людей, а затем изъяли все документы и гаджеты.
Как выглядит конфискованная у Гульнары Каримовой недвижимость - фото
По словам внучки президента, последующие полтора года она провела вместе с матерью в домашнем заточении на загородной вилле под Ташкентом.
В августе 2015 года состоялось судебное заседание, которое провели прямо в особняке. К дому подъехала колонна автомобилей с судьей, прокурорами и государственным адвокатом. По словам девушки, защитница ее матери так нервничала, что ее трясло. Судебный процесс длился несколько часов и проходил на кухне.
В итоге Гульнару приговорили к пяти годам ограничения свободы за уклонение от уплаты налогов, а 16-летнюю внучку президента перевели на правительственную дачу, где изолировали от внешнего мира. По словам Иман, ей иногда разрешали навещать мать, которую держали в комнате, оборудованной металлическими решетками.
Гламурная узница
Светские хроникеры не уставали придумывать "титулы" для Гульнары - "Шахерезада Москвы нулевых", "Узбекская принцесса", "Узбекская Пэрис Хилтон". Для музыкальной карьеры она взяла псевдонимом Гугуша, а ее песни регулярно крутили на местном ТВ и радио. Каримова также создала собственный бренд Guli, под которым выпускала одежду, украшения и парфюмерию. Модные показы регулярно проходили в Москве, Милане и Нью-Йорке.
В биографии Каримовой нашлось место не только для изучения творческих специальностей – дизайна одежды и искусства, но и "серьезных" наук вроде международной экономики и политики. Кроме того, женщина успела поработать на дипломатическом поприще, представляя интересы Узбекистана в России, Испании и ООН.
Однако бо́льшую известность она снискала благодаря громким коррупционным скандалам. Как выяснилось, во время правления могущественного отца светская львица успела сколотить целое состояние.
Например, западные журналисты выяснили, что телекомпаниям, желавшим выйти на прибыльный рынок мобильной связи Узбекистана, приходилось платить Гульнаре за покровительство многомиллионные взятки. На родине ее признали виновной в уклонении от уплаты налогов и вымогательстве, и в 2015 году осудили к пяти годам ограничения свободы.
Ислам Каримов вплоть до самой своей смерти в 2016 году никак не комментировал ситуацию вокруг опальной дочери. Кончина главы Узбекистана и последующий приход к власти Шавката Мирзиёева, который работал при Каримове премьер-министром, не вернули Гульнаре лояльность узбекской элиты. В 2017 году ей вынесли второй приговор, осудив к десяти годам ограничения свободы за хищения и легализацию денег, полученных преступным путем. Позже приговор смягчили до пяти лет.
По данным следователей, Каримова по дешевке скупала акции государственных компаний Узбекистана, а затем перепродала их иностранным предпринимателям и впоследствии обеспечивала им "крышу". Других бизнесменов Гульнара угрозами заставляла отдавать свои компании.
В марте 2019 года дочь покойного лидера Узбекистана перевели в колонию общего режима, объяснялось это нарушениями условий отбывания наказания. Спустя год срок тюремного заключения Каримовой в рамках нового уголовного дела увеличили до 13 лет и четырех месяцев.
Сейчас защитники Каримовой продолжают жаловаться на незаконное, по их мнению, задержание женщины. Например, в начале июня двое швейцарских адвокатов Каримовой заявили ООН, что в тюрьме ее права регулярно нарушают, а режим применяет в отношении их клиентки "безжалостные и жестокие методы". Сегодня Гульнара Каримова отбывает наказание в колонии под Ташкентом, где восьмого июля, вероятно, и встретит свой 49-й день рождения.