Фото

Домбра жены Абая и асатаяк для изгнания духов: фото с выставки народных инструментов

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Хранилища музея содержат около 200 традиционных музыкальных инструментов. На выставке представлено около 30 видов: струнные, духовые, язычковые и ударные.

Домбры Куляш Байсеитовой и супруги Абая

На выставке есть инструменты так называемого мемориального цикла: те, которые принадлежали выдающимся личностям Казахстана. Главным экспонатом является домбра Дильды Алшынбайкызы – супруги поэта Абая.

"Самая изящная, необычная и украшенная костью — домбра супруги Абая — Дильды Акшынбайкызы. По ней видно, что она часто использовалась. Дильда виртуозно играла на домбре и старалась не расставаться с ней, как с подарком мужа. Ее передали в футляре, который внутри обит бархатом. В дар музею эту домбру передал сын старшего брата Абая Исхака", - рассказывает руководитель отдела по хранению фондов Центрального госмузея Казахстана Маржан Жунусова.

Казахстанские артисты, прославившие домбру на весь мир

Кроме того, тут есть инструменты Жаяу Мусы. Домбру и кобыз он сделал сам. В музей на хранение инструменты передал его сын Салык.

Домбру Амре Кашаубаева, которая также представлена в экспозиции, музей получил в 70-е годы от супруги музыканта.

Еще на выставке можно увидеть именную домбру Куляш Байсеитовой. В музей в 50-е годы ее передала мать певицы.

"Также представлена домбра Каныша Сатпаева, самого первого президента Академии наук Казахской ССР. Несмотря на то, что работа занимала почти все его время, он находил минуты отдыха и обязательно брал домбру в руки, иногда подпевая сам себе. Эту домбру ему когда-то подарил товарищ по работе, и она всегда занимала почетное место в кабинете Сатпаева. В 1980 году домбру передали нам сотрудники музея геологии для пополнения наших фондовых коллекций", - сказала Маржан Жунусова.

Наркобыз для лечения души и асатаяк для изгнания злых духов

Также на выставке можно увидеть такие инструменты, как кобыз, тайтуяк, шанкобыз, жетыген, асатаяк, сыбызгы, наркобыз и другие.

Легенда о Коркыт Ата – кем был создатель кобыза

"Появление наркобыза связывают с элементами врачевания, целительства, в которых участвовали шаманы, баксы. Он похож на кобыз, но больше по размеру. Также его старались украсить не только перьями филина, но и серебряными бляшками, которые при игре звенели. Его корпус внутри и снаружи обтягивался верблюжьей кожей. Это делали, чтобы извлечь из него долгий, глубокий, протяжный звук. Именно он считался целебным и помогающим вылечить и тело, и душу", - говорит сотрудница музея.

Еще один традиционный инструмент - жетыген - относится к щипковым и напоминает гусли или арфу, положенную набок. В старину его струны изготавливали из конского волоса, а лады для лучшего звучания делали из асыков.

Помимо струнных, щипковых инструментов тут представлены и ударные.

Как подружить ребенка с кобызом и домброй - советы казахского композитора
"Асатаяк использовался вкупе с наркобызом для лечения души и тела. Мог также украшаться перьями. Звук извлекали крючки, которые при встряхивании бряцали. Он помогал бороться с нечистью и злыми духами", - сказала Маржан Жунусова.

Казахский народный барабан-дабыл отличался от обычного тем, что там была ручка. При этом дабыл не имел палочек. Звук извлекался ударом костяшек или ладони.

Сыбызгы — один из любимых инструментов чабанов. Его ассоциируют с флейтой или свирелью.

"Она очень удобна в дороге — легкая. Старинные сыбызгы изготавливались из тростника или из тонкой коры. Более богатые могли позволить из латуни или серебра", - рассказывает Маржан Жунусова.

Выставка об истории Великого Шелкового пути в Алматы

Шанкобыз - язычковый инструмент. При умелом использовании можно было получить звуки не только человека, но и животных, птиц, ветра, воды.

Также были популярны колокольчики, которые назывались жыланба. Они гармонично звучали вместе с ансамблем или оркестром.

Козлик-марионетка

Пожалуй, один из самых интересных и самобытных инструментов — детская забава өртеке. Если перевести дословно - козлик-марионетка. Козлик состоял почти из 10 подвижных частей, которые между собой соединяются нитью. Концы нити опускались через ткань и снизу присоединялись к пальцам. Когда музыкант начинал играть на музыкальном инструменте (чаще всего на домбре), то козлик начинал танцевать и гарцевать под музыку.

Казахстанец возрождает искусство предков – видео

Это делалось, чтобы привлечь внимание детей к народной музыке и заинтересовать их.

1 / 17
В Центральном государственном музее проходит выставка казахских традиционных музыкальных инструментов "Бабадан қалған сырлы әуен".
2 / 17
Домбра супруги Абая — Дильды Акшынбайкызы. Фрагмент отделки инструмента.
3 / 17
Домбра супруги Абая — Дильды Акшынбайкызы. Фрагмент оформления инструмента.
4 / 17
Инсталляция юрты. Здесь представлены несколько разных форм домбры. Они занимали самое почетное место в жилище каждого казаха.
5 / 17
Домбра известного актера, певца и музыканта Амре Кашаубаева, одного из основоположников национального театрального искусства.
6 / 17
Особый интерес представляет инструмент козсаз, объединенный из двух домбр. Один имеет обычную форму домбры, а другой - усеченную. Он выполнял роль шертера.
7 / 17
Домбра Каныша Сатпаева, самого первого президента Академии наук Казахской ССР.
8 / 17
Асатаяк, дабыл и тайтуяк - национальные казахские инструменты.
9 / 17
Именная домбра знаменитой оперной певицы и актрисы Куляш Байсеитовой.
10 / 17
Также среди традиционных музыкальных инструментов были популярны колокольчики, которые назывались жыланба.
11 / 17
Известные мастера старались придать своим инструментам особые формы, чтобы удивлять музыкантов и слушателей, а также получить новое звучание.
12 / 17
На некотрорых кобызах были небольшие отверстия. Из-за этого и различалось звучание. Оно должно было устроить заказчика. Он обычно несколько раз посещал мастера, чтобы инструмент звучал так, как он мечтал.
13 / 17
Кобызы изготавливались известными мастерами. Они ставили своей задачей не только хорошее звучание инструмента, но и его достойное оформление. Мастера украшали инструменты искусной резьбой, инкрустацией из кости или других пород дерева.
14 / 17
На жетыген в старину натягивали струны, скрученные из конского волоса, а лады делались из асыков.
15 / 17
Еще один традиционный инструмент - тайтуяк (копытца). Их ударял друг об друга, получая звук топота копыт.
16 / 17
Асатаяк использовался вкупе с наркобызом для лечения души и тела. Звук извлекали крючки, которые при встряхивании бряцали.
17 / 17
Шанкобыз - язычковый инструмент. При умелом использовании можно было получить звуки не только человека, но и животных, птиц, ветра, воды.