Расстрел: за что три павлодарца получили страшный приговор

В мае 1998 года судебная коллегия Павлодарского областного суда приговорила к смертной казни троих из шести подсудимых. Старшему из них было 26 лет, двум - по 24, одному недавно исполнилось 20, двум - по 19 лет. Никто до этого не судим. Все, по сути, только начинали жизнь. Но для троих она практически закончилась смертным приговором. Еще один получил 15 лет лишения свободы и двое - пять лет и два года. За что же такая кара?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кровавый маскарад

В один из февральских дней 1997 года девятнадцатилетний павлодарец Махмет Давгаев узнал, что отец его знакомого продал квартиру. "Значит, вырученные деньги у него дома, где же им еще быть? - сделал он нехитрое умозаключение. - А ведь эти бабки могли бы быть и моими. Только их нужно грамотно взять".

Мысль эта, как назойливый мотив, постоянно вертелась у него в голове. Спустя несколько дней она "дозрела", и Махмет поделился ею с со своим другом и ровесником Биржаном Каримовым. Тот долго не кочевряжился – почему бы не попробовать? Причем Махмет предложил не квартирную кражу, зная, что в квартире будут находиться несовершеннолетние дети хозяев, а разбой. Но ни его самого, ни его друга это не остановило.

На глазах местной элиты: кто убил военкома в Павлодарской области
Более того, они тщательно подготовились к нападению. Давгаев, которого сын хозяев знал в лицо, для маскировки надел женское пальто, сапоги, а голову замотал шарфом. Его подельник облачился в старую куртку, трико и ондатровую шапку. В таком, почти клоунском, наряде они поднялись на на второй этаж, где находилась нужная им квартира, и позвонили в нее.

Ничего не подозревающий юноша открыл им дверь. Незваные гости затащили его в зал, несколько раз ударив при этом, а потом скотчем, предусмотрительно захваченным с собой Каримовым, связали ему руки, заклеили рот. Затем бросились искать деньги. Суетились, толкая друг друга, вываливали белье из шкафов. Но денег нигде не было.

Тогда они стали требовать их у связанного пленника, и он, испугавшись, показал им на спальню. Там налетчики нашли полиэтиленовый пакет с деньгами.

Может быть, они так и ушли бы с деньгами, но Давгаеву показалось, что мальчишка узнал его. Следующий шаг он долго не обдумывал.

- Он все расскажет, - шепнул Махмет своему подельнику. - Надо его грохнуть.

Биржан растерялся. Разбой разбоем, но об убийстве они не договаривались.

- Я не буду участвовать в этом, - сказал он Махмету.

- Тогда давай на улицу и жди меня там, - закричал Давгаев и пошел с ножом в комнату, где сидел связанный мальчик.

…Минут через пять он догнал Биржана.

- Все, кончил я его, - сказал Махмет. (Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, убитому было нанесено 16 ножевых ранений).

Жертвы, кровь, страх: воспоминания о теракте в Актобе три года спустя

В другой комнате спала маленькая сестренка убитого. Спала так крепко, что ничего не слышала. Наверное, к лучшему, потому что, проснувшись, могла бы стать еще одной жертвой налетчиков.

Денег оказалось 500 долларов США и 35 тысяч тенге. На следующий день нападавшие поделили их.

После разбоя и убийства друзья затаились, приняв опять личину законопослушных граждан. Шло время, а они не попадали в поле зрения милиции, ведущей розыск преступников. И спустя четыре месяца после первого налета решились на второй.

Смерть за лекарство

Давгаев давно знал, что в одном из домов по улице Гагарина пожилая женщина торгует на дому лекарствами, в том числе и седуксеном, который он сам у нее покупал. Вместе с Каримовым они решили экспроприировать этот транквилизатор.

Лихие 90-е: как в Павлодаре задержали грабителей, жестоко мучивших своих жертв
На новое дело отправились без маскировки. Только войти решили под предлогом покупки седуксена. Махмет даже деньги дал женщине - 130 тенге за ампулу. Когда та, оставив дверь открытой, пошла в комнату за лекарством, Давгаев догнал ее и, набросив пальто на голову, стал валить жертву на пол. Но та сопротивлялась, и потребовалась помощь Биржана. А потом, когда Каримов нервно шарил по полкам в поисках седуксена, Махмет душил женщину, заглушая ее крики.

Видимо, кто-то из соседей все же услышал шум и постучал в дверь. Нападавшие, струсив, выпрыгнули в окно, благо, что это был первый этаж. Жизнь пожилой женщины два подонка оценили в две или три (точно они не помнили) упаковки седуксена.

Об этом разбое не очень скрытный Каримов рассказал другу - Тиме Серову, и даже назвал адрес убитой. Тот, естественно, заявлять в милицию не стал. По двум причинам. Во-первых, они были давно знакомы, а во-вторых, днем раньше он вместе с тремя своими друзьями совершил преступление, не уступающее, а даже превосходящее по жестокости нападение его знакомых.

Зряшное убийство

В начале июля Серов узнал, что пожилые супруги, проживающие в частном доме, хранят у себя крупную сумму денег - аж полмиллиона. И лежат они - как на блюдечке с голубой каемочкой - в старой радиоле.

Поведал об этом по пьянке непутевый внук стариков, который даже однажды залез в эту радиолу и прикарманил часть бабушкиных и дедушкиных средств.

"Старики особого сопротивления не окажут", - решил Серов, - с ними можно быстро справиться".

Он поговорил на эту тему со своими ближайшими друзьями Алексеем Мелащуковым и Ринатом Туровым. Они сходу согласились. Еще бы - такие "бабки" - за один раз.

Удавка-бантик: жестокое убийство поразило сельчан в Павлодарской области
Вечером 10 июня все трое встретились во дворе магазина "Мечта". Здесь их уже ожидали двое парней на автомобиле "БМВ", которых Туров уговорил принять участие в разбойном нападении на стариков. От них требовалось только привезти и отвезти обратно налетчиков. Впятером они подъехали к нужному им дому и стали наблюдать за ним. Через некоторое время пожилые супруги приехали домой на своей машине, поставили ее в гараж и заперли ворота.

Цыганская дочь: за что двоих мужчин расстреляли на перекрестке в Темиртау

Налетчики терпеливо дожидались наступления темноты. До этого Серов подобрал около автомобиля два металлических прута, один из которых отдал Мелащукову.

Когда на город опустились плотные сумерки, Серов с Мелащуковым пошли к дому стариков. Туров и двое его знакомых остались в машине.

Серов перелез через забор, во двор, и остался возле веранды. Мелащуков, натянув на голову капроновый чулок, стал стучать в калитку. На стук вышла хозяйка. Когда она подошла к калитке, сзади выскочил Серов и, держа прут двумя руками, изо всех сил, ударил им женщину по голове. Она упала.

Серов заскочил в дом и, увидев там хозяина, тоже с силой опустил прут на его голову. Мужчина потерял сознание. Обезвредив таким образом стариков, нападавший открыл калитку своему подельнику. Вдвоем они затащили в дом находящуюся без сознания хозяйку и бросились на поиски денег.

Хроники террора в Казахстане: по следам многоликого радикала
В это время женщина застонала и нападавшие вдвоем добили ее металлическими прутами. Затем признаки жизни стал подавать мужчина, и его постигла та же участь. Потом убийцы сбросили тела хозяев в погреб.

Но им крупно не повезло. Ни в радиоле, ни в других укромных местах, где обычно лежат деньги, их не было. Получилось, что двух пожилых людей они убили просто так. (Деньги, правда, не полмиллиона, а 84 тысячи тенге, родственники нашли потом спрятанными в гараже).

Налетчики злыми вернулись к машине и сказали своим подельникам, что денег не нашли.

К счастью для павлодарцев, этот налет стал для убийц последним. В первых числах сентября сотрудники уголовного розыска задержали всех участников разбойных нападений, кроме двух случайных знакомых Турова, которые на "БМВ" подвезли убийц к месту преступления.

Финал

На следствии вскрылось, что, кроме всего прочего, Давгаев с Каримовым и Пенжиевым, а Серов - в одиночку, совершили квартирные кражи.

Судебная коллегия при вынесении меры наказания приняла во внимание особые обстоятельства совершения преступлений, что на совести подсудимых - несколько тяжких преступлений повышенной опасности - умышленные убийства и разбойные нападения. При совершении злодеяний они действовали дерзко, хладнокровно, целеустремленно, особо жестоко по отношению к своим жертвам.

В суде Давгаев, Серов и Мелащуков не раскаялись в содеянном. Поэтому судебная коллегия приговорила всех троих к смертной казни - расстрелу. Каримова - к 15 годам лишения свободы, Турова - к пяти и Пенжиева - к двум годам.

Что интересно, на вопрос следователя к одному из осужденных, почему он принимал участие в убийстве, преступник ответил, что тому, кто судим на Земле, на небе все прощается.

P. S. Имена и фамилии преступников изменены.

Другие материалы автора о резонансных преступлениях читайте здесь