След кровавый стелется по сырой траве...
Глубокой ночью шестнадцатого октября 1998 года полицейские Иртышского РОВД Павлодарской области втащили в приемный покой райбольницы не подававшего признаков жизни человека. Был он в военных форменных брюках и рубашке. Вся одежда - в грязи и засохшей крови.
Убийца в погонах: как маниакальная сущность одержала верх над военным
И в нем трудно уже было узнать иртышского районного военного комиссара Багдата Каербекова.
Потерпевшему срочно требовалась операция, и врачи райбольницы связались с областным центром. Оттуда тотчас же выехала бригада нейрохирургов. Больному сделали операцию, но это не помогло. В шестом часу вечера, так и не придя в сознание, военком скончался...
Версия следствия
Директор ТОО НТК "КамАЗ" Темирбек Мусин 16 октября 1998 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совместно со своим водителем Добрыдневым, в компании ряда высокопоставленных лиц области и братьев-предпринимателей Тыщенко выехали в район переправы через реку Иртыш, где стали распивать спиртное, отмечая день рождения одного из братьев. На это мероприятие по инициативе Мусина был приглашен и военком Каербеков.
Так описываются в документах следствия трагические события.
В шестом часу вечера на двух автомашинах - "шестерке" и "девятке" отдыхавшие поехали в Иртышск. В "девятке" в пакете лежали деньги - 100 тысяч тенге, принадлежавшие Мусину.
Убил фермера и расчленил тело: жестокое преступление раскрыли в Алматинской области
Около коммерческого киоска машины остановились, и Добрыднев вдруг сообщил своему шефу, что военком... ворует деньги. Мусин решил ему отомстить.
Когда автомашины остановились у стелы с надписью "Иртышск", все вышли, и Мусин стал материть Каербекова, а затем ударил его в лицо. Схватившись друг за друга, они упали в кювет, Мусин продолжал избивать военкома руками и ногами, целя в голову.
Два чиновника, прекратив избиение, отвели Мусина в сторону, оставив пострадавшего на земле.
Затем Добрыднева отправили в РОВД, но он поехал домой к замначальника РОВД Кудайбергенову. Тот прибыл на место, оценил обстановку и поехал в РОВД, откуда вернулся с молодым следователем Есиповым. Вдвоем они три с лишним часа осматривали место происшествия. Все это время военком лежал на холодной октябрьской земле, и никто не только не поднял его, но даже не справился о самочувствии. Военный комиссар района умирал на виду у местной элиты и представителей власти.
Не оставил живого места: мужчина избил молодую жену после свадьбы
Как зафиксировано в протоколе первоначального осмотра, кроме "лежащего на земле мужчины в состоянии алкогольного опьянения", рядом были обнаружены пачки денежных купюр достоинством в три и пять тенге, зеленый шарф армейского образца. В форменном плаще лежащего тоже обнаружены деньги - две пачки по пять и три тенге. Всего полицейские отыскали 2300 тенге. Остальные находились в пакете в машине.
Затем всех присутствовавших доставили в РОВД. Вместе с умирающим военкомом. Однако военком никак не отвечал на поставленные вопросы. Не потому что не хотел, а потому что не мог, ибо находился в коме. Но полицейские считали, что он пьяный. И потому повезли его в райбольницу, чтобы определить степень опьянения. Дальнейшее нам с вами известно. Добавим только, что военкома затащили в больницу в рубашке и брюках. А потом кто-то тайно подбросил в приемный покой военный китель, плащ и фуражку комиссара.
Мужчина расстрелял 4 человек в Таразе: одна из жертв выжила после выстрела в голову
Супруга Багдата Каербекова, Кадиша, которой сообщили, что муж избит, примчалась в больницу. До утра она просидела в приемном покое, в реанимацию к пострадавшему ее не допустили.
Вечером 17 октября, сразу же после констатации факта смерти военкома, полицейские провели дополнительный осмотр места происшествия. Судя по всему, оно напоминало не место той 3-5-минутной драки, о которой рассказывал на допросе Темирбек Мусин, а поле какого-то побоища.
Семь пятниц на неделе
На следующий день эксперты Павлодарского бюро судебно-медицинских экспертиз провели исследование трупа военкома. Согласно их заключению, все полученные потерпевшим травмы "соответствуют причинению легкого (!) вреда здоровью и в причинной связи со смертью не состоят". Основная причина наступления смерти потерпевшего - "тяжелая алкогольная интоксикация, возможно, на фоне общего переохлаждения".
Выстрел в голову возле дома: активист убит в Карагандинской области
Старший следователь следственного отдела ДКНБ по Павлодарской области Пацан, расследующий это преступление, не поверил акту СМЭ и назначил новое исследование. Его провели в Центре судебно-медицинских экспертиз Казахстана 12 мая 1999 года. Выводы, сделанные республиканскими экспертами, оказались прямо противоположными павлодарским.
"Смерть Каербекова наступила от остановки сердца, вследствие травматического шока, развившегося в результате травмы тела, сопровождавшейся открытой черепно-мозговой травмой с переломами костей мозгового и лицевого отделов черепа, ушибом головного мозга, закрытой тупой травмы шеи и груди", - говорится в подготовленном экспертами заключении.
Следовательно, считают республиканские патологоанатомы, "между телесными повреждениями, причиненными Каербекову в ночь с 16 на 17 октября 1998 года, и его смертью имеется прямая причинная связь".
Концентрация этилового спирта, обнаруженного в крови погибшего, по мнению экспертов, соответствует легкой степени опьянения, которая способствовать смерти никак не могла.
Задел плечом: солдата-срочника жестоко избили в Таразе
Далее в акте говорится, что "методика оперативного вмешательства: наложение декомпрессионных фрезевых отверстий с обеих сторон, левосторонняя резекционная трепанация черепа, удаление острой субдуральной гематомы слева выбрана правильно и оказана в полном объеме".
А вот что происходит дальше с республиканскими судмедэкспертами, для автора этих строк остается загадкой. Дело в том, что спустя три месяца, 23 августа 1999 года, экспертная комиссия выдает заключение, полностью отрицающее некоторые выводы прежнего исследования. В частности, они сообщили, что врачи сделали массу ошибок в диагнозе и не сделали всего того, что было нужно для спасения больного. Таким образом, у суда оказались сразу три противоречащих друг другу заключения.
С другой стороны, поскольку обвиняемый Мусин и свидетели так и не смогли четко объяснить, откуда взялись деньги, которые якобы послужили причиной трагедии, следователь не признал доказанным факт совершения кражи денег военкомом и отказал в возбуждении уголовного дела по этому факту.
В аркалыкскую тюрьму для особо опасных преступников впервые поместили женщину
Эти и другие противоречия усложнили судебное расследование. На скамье подсудимых оказался один Темирбек Мусин. Он был обвинен в убийстве, совершенном с особой жестокостью, из хулиганских побуждений.
Судебное рассмотрение проводила судебная коллегия Павлодарского облсуда. Отягчающим вину обстоятельством стало совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения. В результате Мусин получил девять лет лишения свободы.
Вопросы остались и после приговора
Итак, судебный марафон завершился, зло было наказано. Но в деле этом осталось много тайн, не разгаданных в ходе следствия. О них говорили в прениях адвокаты и потерпевшей стороны, и подсудимого.
Представитель потерпевшей - адвокат Спиридонова - поставила под сомнение показания подсудимого и свидетелей - представителей иртышской элиты. Как мог один Мусин, человек самого заурядного телосложения, нанести такие тяжелые травмы боевому офицеру-афганцу и при этом отделаться лишь легкой царапиной? Где находился избитый военком более трех часов в бессознательном состоянии, и почему его привезли в больницу раздетым? Почему заместитель начальника Иртышского РОВД Кудайбергенов, выехав на место происшествия, не сообщил дежурному отдела о ЧП, и тот узнал о нем только в час ночи после звонка из больницы?
На все эти вопросы ни следствие, ни суд не получили ответов.
Сын убитого жителя Шымкента устроил самосуд над подозреваемым
Да и сомнительна сама версия позорной кражи денег офицером, прошедшим афганский ад, имеющим за это боевые награды, человеком, судя по отзывам руководства и товарищей, честным и порядочным.
Все это, по мнению адвоката, говорит о том, что здесь имело место сокрытие улик.
Как мы уже знаем, суд определил меру наказания виновному. Однако ответ на вопрос, кто же все-таки убил военкома, похоже, так и не был найден.