В первом же кадре – цитата. Неудивительно. Автор цитаты – не президент Назарбаев. Удивительно. Когда авторы казахстанских кинокартин открывают свои творения словами главы государства, дальше смотреть эти фильмы почему-то не очень хочется. Как будто те самые авторы заранее стараются выписать себе индульгенцию за все "косяки" и просчеты. Создатели "Шестого поста" взяли цитату Бауыржана Момышулы, сразу продемонстрировав нестандартный подход к отработке госзаказа и уже хотя бы этим настроили на позитивный лад. Впрочем, от многих шаблонов "патриотического кино" фильм режиссера Серикбола Утепбергенова не избавлен – как в мелочах, так и по-крупному. Но он выделяется одними только тематикой и жанром в весеннем "разнообразии" отечественного кинематографа – пять (!) комедий уже в прокате, еще две выйдут на следующей неделе. И все они абсолютно пусты и однотипны.
В основу сценария кинокартины (позже выйдет телефильм из нескольких серий) легли события июня 2010 года, когда из колонии строгого режима в Мангыстауской области сбежали два десятка заключенных. Организация побега проходила не без "закрытия" глаз со стороны начальства колонии (потом оно "присело" на разные сроки, как и оставшиеся в живых преступники), а главным героем тех событий был объявлен рядовой Ербол Отарбаев, раненный в перестрелке, но прежде уложивший нескольких беглецов.
"Шестой пост" — и в этом нужно отдавать себе отчет перед походом в кинотеатр – не попытка воссоздать историю семилетней давности. Это полноценная художественная картина. Во-первых, мы, как обычно, вряд ли узнаем всю правду о том, кем были и что собирались делать бежавшие (в фильме они представлены исламскими фанатиками-радикалами с непростым лидером), во-вторых, искусства для в историю рядового Ербола Отарбаева добавлено большое количество вымысла – его даже пришлось превращать в рядового Ерлана Омаркулова.
Сергей Довлатов, служивший в ВОХРе в Коми, писал, что зеки и те, кто их стережет, на самом деле не так уж и отличаются друг от друга. В фильме "Шестой пост" водораздел между ними, напротив, проводится, как можно более широкий – все-таки патриотическое воспитание, а не "диссидентское" кино. И тем не менее, персонажи "с человеческим лицом" на экране есть. Это и местный аксакал Жаке (очень хорошая роль Ерболата Тогузакова), и местный имам из числа заключенных, и… сам Даурен.
Я не знаю, как съемочная группа отстояла первую часть фильма – возможно, в обмен на вторую. Там, где герой-рядовой отходит в тень и остается в сюжете для мебели, и точно так же, для сюжетной мебели, бандиты берут с собой Даурена. Главный же герой здесь – Нацгвардия. Летят вертолеты, строчат пулеметы, стреляют гранатометы, ездят бронемашины, а генералы и офицерский состав красиво и напряженно проводят оперативные совещания и отдают приказы. Все это больше похоже на выставку достижений военного хозяйства, но фильм, как ни странно, не "убивает". В конце концов, не так много у нас снимается экшнов без идиотских сценариев и совсем уж примитивной пропаганды.