Сама церемония начнется в 7 утра понедельника по времени Астаны. Вести ее второй год подряд будет Джимми Киммел, чей конферанс в 2017-м увенчался грандиозным скандалом: Уоррен Битти умудрился назвать не тот фильм лучшим, чем сконфузил буквально всех. Злые языки говорили, что актера-ветерана специально подставили, так как интерес к "Оскару" снижается, и нужен взрыв. Теперь же зрители будут ждать церемонию с нетерпением, аудитория возрастет – в надежде, что неординарная ситуация случится вновь. Как любитель кино и комментатор "Оскара" на казахстанском телевидении, надеюсь, что прошлогодний кошмар не повторится.
Вообще увеличение числа номинантов в самой престижной категории с пяти до девяти несколько лет назад существенно размыло стандарт качества, само понятие "оскаровский фильм". Как минимум, четыре киноленты из ныне представленных являются, в принципе, проходными. Их можно посмотреть ради общего образования, но в истории кино они вряд ли останутся. Что касается "разнарядки"… По негласному правилу или, скорее, примете, в номинации должны быть…
Американский инди-фильм. Независимое малобюджетное кино всегда представлено в главной номинации. И никогда не побеждает. Это милые, неспешные, занятные, разговорные картины на любителя, которые оставляют теплое, чуть грустное послевкусие и демонстрируют, что коммерция еще не съела кинематограф со всеми потрохами. "Манчестер у моря", "Комната", "Отрочество", "Небраска"… В нынешнем году – "Леди Берд". Очаровательная мелодраматичная комедия Греты Гервиг о выпускнице из Сакраменто, мятущейся и непостоянной, и ее трогательно-сложных взаимоотношениях с матерью. У фильма еще четыре номинации: у исполнительницы главной роли Сирши Ронан, второстепенной – Лоры Меткаф, сценариста и режиссера Гервиг. Вряд ли "Леди Берд" получит хоть одну статуэтку.
Фильм о чернокожих в США и их проблемах. После скандала 2016 года, когда таких картин не оказалось вовсе (знаменитое обвинение "Оскар слишком белый"), в 2017-м главную номинацию насытили ими вдоволь. "Лунный свет", "Скрытые фигуры", "Ограды". В нынешнем году избытка не случилось – обязательную квоту выбирает фильм пограничного жанра "Прочь". Хоррор-триллер с занятной идеей, но, в целом, довольно посредственным исполнением. Когда он шел в прокате в мае прошлого года, никто его особо и не заметил. Даже и не вспомнить, когда хоррор-триллеры последний раз номинировались на "Лучший фильм". Первое, что приходит в голову, — "Молчание ягнят".
Новые работы выдающихся мастеров современности. Прошлый год получился "голодным" для великих режиссеров. В нынешнем "Оскару" повезло с Полом Томасом Андерсоном и Гильермо дель Торо. Оба выпустили свои, мягко говоря, не лучшие фильмы, но этого хватило им, чтобы оказаться в главной и режиссерской номинациях. В последней победа дель Торо наиболее вероятна. В главной его "Форма воды" тоже котируется высоко, хотя удивительно, что же подкупило венецианское жюри и американских академиков в простенькой сказочке о Русалочке и Человеке-амфибии на фоне Холодной войны. "Призрачная нить" Пола Томаса Андерсона славна не столько сама по себе, сколько новой и, судя по всему, последней актерской работой Дэниэла Дэй-Льюиса, музыкой Джонни Гринвуда и чудесными костюмами, за которые фильм наверняка получит свой единственный "Оскар".
Главный же фаворит "Оскара" — "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Всего лишь третий фильм Мартина Макдоны и подлинный шедевр. Вряд ли ошибусь, если скажу, что большинство зрителей телетрансляции будут болеть за эту картину. Макдона говорит об очень простых вещах максимально изобретательно и прямо. Тот редкий случай, когда главная героиня не вызывает эмпатии (практически гарантированный "Оскар" Френсис Макдорманд), а персонаж, отторгавшийся за один свой вид, подвергается перерождению (практически гарантированный "Оскар" Сэму Рокуэллу). Макдона придумал (практически гарантированный "Оскар" Мартину за лучший оригинальный сценарий) и рассказал удивительную историю о неочевидности таких понятий, как добро и зло, о побочных эффектах, казалось бы, праведной мести, о том, как по-разному могут раскрываться люди, в зависимости от обстоятельств. Искренне надеюсь, что "Три билборда…" — самый сильный фильм из всех девяти – получат главную награду. Учитывая спорные решения последних лет, в таком исходе есть сомнения. Но иное решение академиков будет выглядеть очень и очень странно.