АСТАНА, 1 фев – Sputnik, Асем Миржекеева. Говорят, что высокая кухня – это как высокая мода, которая снисходит к нам с "гастрономических" подиумов Парижа или Милана. Пафосные речи о вкусной роскоши в условиях Казахстана, честно признаться, кажутся немного странными.
В интервью Sputnik Казахстан шеф-повар ресторана высокой казахской кухни с минималистичным оттенком Qazaq Gourmet Артем Канцев попытался меня переубедить. Он рассказал о том, может ли национальная еда казахского народа быть высокой, сложно ли готовить бешбармак, и как иностранцы реагируют на вкусовые предпочтения потомков кочевников.
- Артем Владимирович, для начала предлагаю начать беседу с понятия "высокая кухня". Что оно для вас значит и насколько применимо к национальной еде казахов?
- А почему вас заинтересовала именно казахская кухня? На мой взгляд, в силу объективных причин наша еда не столь разнообразна, не богата растительными ингредиентами и приправами, как например, у народов Кавказа.
— Мне нравится выражение Шарля де Голля: "Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов". Путь, который я выбрал сейчас, очень сложный, но очень интересный. Раньше я всегда просил друзей заняться казахской кухней и кухней кочевников в целом, я считаю ее феноменальной. Но мне отвечали, что развивать, мол, в ней нечего, ведь есть только бешбармак, манты и плов.
Я сам часто приезжаю в аул, там режут барана, готовят его и потом подают в больших табаках (блюдо), тем самым показывая свое гостеприимство и уважение, при этом вкладывая смысл в каждую часть мяса. Вы не задумались, почему это делается? Все это исходит из древних традиций кочевников, например, важному гостю подают жамбас (огузок). Кстати, недавно узнал, что правая сторона жамбаса намного лучше левой.
- Вы разбираетесь в тонкостях разделки и подношения мяса по казахским традициям и знаете все о приготовлении конины. Это удивляет, если честно. Откуда вы черпаете эти знания?
— Я прочитал все книги, которые были изданы в Казахстане про национальную кухню. Беседую с людьми, интересуюсь, спрашиваю. Жамбас, омыртка (позвонок), белдеме (филе) и другие части туши — в каждую из них вложен особый смысл и предназначение. Знание этого делает тебя духовно богаче. Именно это меня притягивает. Мало, в каких кухнях мира есть такое − в этом и есть сила казахской кухни.
- Вы готовите свои блюда с применением высоких технологий, но как повторить вкус тех же баурсаков в современных условиях, которые испокон веков пеклись на открытом огне? Каждый казах непременно расскажет о вкусе своего идеального баурсака и отметит, что их пекли в казане.
Я всегда прошу оставлять отзывы о блюдах, которые пробовали в нашем ресторане. Для меня важны отзывы клиентов, я стараюсь максимально понять гостя, его вкус. Когда он доносит то, что хочет, а ты это используешь, можно получить идеальный вкус блюд, который понравится всем гостям.
Здесь я постарался соблюсти такую же схему. На моей кухне работают люди разных национальностей, знающие толк в той или иной еде. А вот баурсаки печет апашка (бабушка), которая хочет передать свое мастерство и энергетику другим людям.
- Как люди реагируют на результат ваших стараний? Не секрет, что мы привыкли видеть бешбармак в большой посуде, салаты в литровых емкостях – по принципу "большому куску рот радуется".
Мы хотим показать другой подход к привычной еде. Понятно, что новое принимается не сразу.
К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция: родители по выходным водят своих детей в фаст-фуд. Это разве нормально? Сейчас я провожу мастер-классы с детьми. Им важно прививать любовь к своей культуре, они должны гордиться традициями, и через кухню это тоже можно доносить. Я уверен, что каждому культурному человеку надо хотя бы раз в жизни попробовать высокую кухню. Это как в оперу сходить, хороший фильм посмотреть. Хотя бы для общего развития пробовать, делать выводы и оставлять рецензию. Это и есть гастрономическая культура.
- Рецепт какого казахского блюда для вас показался наиболее сложным?
Вы задумывались, почему некоторые продукты сочетаются, а некоторые нет? Клубника, например, сочетается с чесноком? Для понимания этого существует целая наука, и сочетания просматриваются на молекулярном уровне. То есть если ты знаешь, соединяются молекулы или нет, то получится вкусно. Никто бы никогда не подумал, что белый шоколад на молекулярном уровне сочетается с белой икрой. Или знакомый нам иримшик (сыр) отлично сочетается с айвой.
- Ваш ресторан — самый популярный среди иностранных гостей города, насколько мне известно. Вы встречали звезд эстрады, оперы и политиков мировой величины, таких как Пласидо Доминго, Реджеп Эрдоган, Кристина Орбакайте и других. Из вашего опыта, какие блюда наиболее популярны среди иностранцев?
Если в наш бешбармак нарезать трюфель, то, думаю, он также будет нравиться всем гостям. Я придумываю блюда из национальных ингредиентов, экспериментирую, но бывает, что гостям не нравятся новые блюда. Тогда мы временно их убираем из меню.
Мир настолько быстро меняется, что людям каждый раз хочется пробовать что-то новое. Моя профессиональная мечта — распространить в мире любовь к казахской кухне, а это значит, что в страну приедет больше туристов и о ней больше узнают в мире.
За помощь в проведении интервью благодарим ресторан Qazaq Gourmet.