Новый бюджет Казахстана: как и чем будут покрывать дефицит - экономисты
© Sputnik / Санат ИмангалиевЗаседание правительства Казахстана
© Sputnik / Санат Имангалиев
Подписаться
Если сравнить исполнение республиканского бюджета, то можно увидеть небольшое падение от года к году
АЛМАТЫ, 1 ноя — Sputnik. Мажилис Казахстана утвердил республиканский бюджет на 2025-2027 годы. Согласно новому проекту, дефицит уже в следующем году достигнет 4 трлн тенге, что вызвало множество вопросов у депутатов и экономистов. Мы обратились к экспертам с просьбой объяснить, за счет чего будут покрывать дефицит бюджета.
Не все поддержали
Мажилис одобрил законопроекты о республиканском бюджете и о гарантированном трансферте из Национального фонда на предстоящие три года. Планируемые доходы бюджета: 15,6 трлн тенге в 2025 году, 16,7 трлн тенге в 2026-м и 18,2 трлн тенге в 2027-м.
Однако расходы значительно выше: предполагается потратить 25,8 трлн, 23,2 трлн и 24,6 трлн тенге в соответствующие годы.
Гарантированный трансферт из Нацфонда составит по 2 трлн тенге ежегодно.
По данным министра финансов Казахстана Мади Такиева, основная статья расходов бюджета – социальная сфера, которая в 2025 году займет 38% от общего объема расходов. В частности, на социальное обеспечение и социальную помощь, развитие образования и здравоохранение выделено 9,8 трлн тенге. В бюджет также включены средства на обеспечение чистой питьевой водой, развитие тепло- и электроэнергетики, транспортной инфраструктуры, а также реализацию проекта "Ауыл – ел бесігі".
В мажилисе предложенный правительством трехлетний бюджет приняли большинством голосов, несмотря на то, что две фракции не поддержали его. Фракция ОСДП считает, что правительство излишне полагается на средства Нацфонда и игнорирует рекомендации Высшей аудиторской палаты по оптимизации расходов и перераспределении средств. Фракция "Ак жол" высказался о "проедании Национального фонда".
Что говорят экономисты
Экономист Ануар Нуртазин высказал мнение, что бюджетный дефицит и растущий госдолг давно являются серьезной проблемой.
Долг правительства в 2022 году достиг 20 трлн тенге. Выплаты по обслуживанию правительственного долга в 2021, 2022 и 2023 годах составили в размере 1 трлн, 1,2 трлн тенге и 1,7 трлн тенге соответственно.
По его словам, на 2025 год обслуживание ориентировочно составит более 2 трлн тенге, а на гашение процентов и основного долга уйдет около 40% от доходной части бюджета, это – огромные 6,1 трлн. тенге.
"Мы заранее перекладываем ту ответственность, с которой сегодня не справились, на наших детей и внуков", – заявил известный экономист Ануар Нуртазин. По его мнению, "проблема будет аккумулироваться и нарастать".
© Sputnik / Sputnik /Айбек МанабаевНуртазин Ануар, экономист
Нуртазин Ануар, экономист
© Sputnik / Sputnik /Айбек Манабаев
Он считает, что в 2023 году исполнение по госбюджету исполнение составило около 93%, что не очень хороший показатель, а республиканский бюджет исполнен на 83%.
Если сравнить исполнение республиканского бюджета, то можно увидеть небольшое падение от года к году. За 9 месяцев 2023 года было 9,1 трлн тенге, а в 2024-ом около 9 трлн тенге. При этом, налоговые поступления исполнены на 76%, основные провалы – это обрабатывающая промышленность, IT, связь. Здесь также сыграло сокращение объема добычи нефти, потому что это наш основной доход.
"Мы пытаемся соответствовать стандартам и договоренности, которые взялись в рамках ОПЕК+, куда нас привела Россия – став гарантом своего рода. И Саудовская Аравия уже недовольна действиями Казахстана", – говорит он.
Если говорить про исполнение расходной части, оно тоже оставляет желать лучшего, фактически 21 триллион и исполнение около 95% в госбюджете и около 95% в республиканском. Желательно, чтобы эта цифра была 100%, о чем также безустанно твердит МВФ.
По его мнению, бюджет не совсем коррелируется с итогами социального экономического развития. Темпы экономического роста заложены в 4%, но бюджет не улучшается ни на верхнем, ни на нижнем уровне. Реальный сектор вырос на 5%. Хотя некоторые отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт и строительство, показали уверенный рост, это вызывает вопросы, так как официальные данные указывают на снижение налоговых поступлений.
"Каким образом рост составил 11% в сельском хозяйстве, учитывая проблемы с паводками? Каким образом произошел рост в сфере информации и связи, в обрабатывающей промышленности, если по данным БНС, АСПИР и Минэкономики идет падение по налогам?" – задается вопросом Нуртазин.
Экономист указывает, что сальдо торгового баланса Казахстана ужимается в динамике из года в год. За первые 8 месяцев 2024 года экспорт составил 53 млрд долларов США, а импорт – 38 млрд.
"Импорт падает в первую очередь с России, что тоже является проблемой, потому что с ней уже налаженные торговые связи были, и эти связи начинают деградировать. Российский товар зачастую по соотношению цена-качества достаточно оптимален для ряда секторов экономики. Это говорит о том, что у нас идет задержка с инвестицией в основные средства, потому что продукты машиностроения с американского и европейского рынков очень дорогие, а значит не идут в Казахстан", – отмечает Нуртазин.
Чем будут покрывать дефицит бюджета
Ануар Нуртазин предполагает, что дефицит бюджета планируют покрывать за счет заимствований и трансфертов из Нацфонда.
Казахстанский экономист Расул Рысмамбетов также согласен с ним.
© Photo : Пресс-служба ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" / Almaz TolekeРасул Рысмамбетов
Расул Рысмамбетов
© Photo : Пресс-служба ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" / Almaz Toleke
“У нас есть 2 вида трансфертов из фонда: гарантированный и целевой. И в этот раз кажется целевых трансфертов больше, чтобы деньги не ушли на общие расходы. Думаю, Казахстан на следующий год может занять денег у международных организаций. Кроме того, нормальная практика, когда правительство сейчас занимает деньги у казахстанских банков, но это чисто моё экспертное мнение и я его никому не навязываю ", – говорит Рысмамбетов.
Он напоминает, что в прошлом или позапрошлом году были прецеденты, когда Казахстану нужно было срочно гасить обязательства, и правительство заняло денег у крупных местных банков. По мнению экономиста, даже внутри рынка можно собрать себе около 3-4 миллиарда долларов.
“Занимать — это не очень хорошая идея, но мы находимся достаточно в достаточно сложной ситуации, пусть и не катастрофической. Когда денег нет, их надо откуда-то брать, и лучший способ это занять. Занять иногда лучше, чем взять из Нацфонда, потому что легче реструктуризировать внешний долг, чем накопить деньги в Нацфонд. 2025 год будет сложнее, чем 2024 в бюджетном плане. В том числе и потому, что правительство стоит перед такой дилеммой: увеличивать расходы из Нацфонда или улучшать собираемость налогов. А собираемость налогов – это активная работа налоговой плюс тотальное декларирование ", – сказал он.
Возможно, будут и внешние, и внутренние займы, добавляет он. Он уверен, что в бюджете Минфин прописывает реалистичные пункты, однако главный вопрос про исполнение.
“Правительство окажется между – надо налоги собирать и людей сильно не злить”, – уточняет он.
По мнению Рысмамбетова, следующий год будет хороший для займа в долларах, потому что будут ниже ставки ФРС. Она уже снизилась, в следующем году продолжит снижаться.
“Надо учитывать фактор выборов в США, неважно, кто придёт Трамп или Харрис, у ФРС чёткий план снижать ставку весь следующий год. А если еще новый президент США объявит какие-то стимулы для экономики – доллар будет слабее и доступнее для займов”, – предполагает он.
Экономист подчеркивает, что нельзя все яйца класть в одну корзину, то есть нельзя только занимать или только тратить Нацфонд.
Рысмамбетов считает, что у Минфина и Минэкономики есть определенные финансовые экономические модели, по которым они достаточно эффективно смогут решить сколько занять и сколько взять из Нацфонда.
Ануар Нуртазин обращает внимание на то, что в данном бюджете цена на нефть заложена с отсечением в 42$. По его мнению, это неплохое отсечение, учитывая, что текущие цены держатся на уровне 70-80.
"Разумеется, весь фактический бюджет сейчас зависит от того, какое будет решение в США, поскольку они являются экономикой номер №1 на планете. Соответственно от их экономической политики будет зависеть устойчивость рынка нефти, усиление или ослабление позиции доллара США", – говорит Нуртазин.
По словам экономиста, по независимым опросам на 31 октября Трамп является более вероятной кандидатурой, нежели Харрис.
"Если их дела не расходятся со словами, то победа Трампа подразумевает, во-первых, отказ от поддержки Украины (изменение формулы), что должно в положительную сторону сыграть для доллара США. Соответственно тяжесть поддержки Украины ляжет на Евросоюз.
Трамп также говорит о так называемом введении тарифных пошлин, ограничений и защиты внутреннего рынка. Он это мотивирует защитой от Китая. Но данные ограничения ударят по главному стратегическому союзнику США – Евросоюзу, что также приведет к усилению индекса доллара и американской экономики", – объясняет он.
По мнению Нуртазина, это может означать, что в следующем году будет паритет доллара и евро. В случае усиления доллара импорт станет дороже, что отрицательно скажется на казахстанской экономике и собираемости бюджета.
Также паллиативный перезапуск экономики США, предложенный Трампом, может привести к изменению цен на золото и нефть. Если цены на нефть не изменятся чрезмерно, то золото, скорее всего, откатится назад.
Нуртазин отмечает, что планы по увеличению активов в Нацфонде до 80 млрд долларов могут не осуществиться из-за того, что был тяжелый год с паводками и тратились большие расходы. По прогнозу на 2025 год сумма накоплений составит лишь 62 млрд долларов США.
Риски для будущего бюджета
Высокий уровень госдолга – 40% от доходов республиканского бюджета – также риск финансовой устойчивости страны, считает Ануар Нуртазин.
"Правительство постоянно говорит, что это социально ориентированный бюджет, но на самом деле, если 40% доходной части тратится на долг и его обслуживание, это говорит, что у нас не социально ориентированный бюджет, а бюджет, ориентированный на погашение долгов", – утверждает экономист.
Нуртазин подчеркивает, что сокращение расходов на реальный сектор экономики является это одновременно и плюс, и минус бюджета.
"Плюс, потому что хотим более конкурентную экономику без устойчивых экономических дисбалансов, которые вызывают финансирование в виде поддержи, субсидии. Раз казахстанский автопром состоялся, как считают в правительстве, то он должен работать как взрослый бизнес в свободном плавании и защищать себя сам. Мы говорим об этом, потому что в рамках того же бюджета есть защита внутреннего рынка автомобилей, что также отражается на накоплении капитала среди населения, транзита финансового потока, издержек по транспорту", – считает он.
В то же время социальные показатели, такие как прожиточный минимум и заработная плата, остаются на низком уровне, что усложняет запуск экономической активности.
"Данные бюро национальной статистики и данные комитета госдоходов по тому же модальным и медианным зарплатам разнятся чуть ли не на 40%. Это не добавляет уверенности в целом к органам статистики. Кто-то скажет, это связано с так называемой теневой экономикой, но у нас все форматы перевода денег цифровые, сдаем декларацию о доходах, то есть буквально по каждому гражданину создан налоговый профиль, и говорить, что при таком доскональном контроле существует какой-то большой теневой сектор экономики не совсем разумно", – говорит он.
Экономист объясняет, почему это является проблемой, потому что с заработных плат выплачиваются социальные налоги, а эти социальные отчисления идут в систему местного бюджета, а местный бюджет совместно с республиканским уже генерирует проблемы для государственного бюджета.
Ануар Нуртазин напоминает, что Казахстан остается намного выше целевого коридора в районе 5,5-7,5%, который Нацбанк опубликовал несколько лет назад. То есть монетарные инструменты не смогут целевой коридор удержать, потому что экономика Казахстана полностью импортозависимая.
"Дефицит более 4 триллиона заложен, и соответственно все программы по обеспечению чистой питьевой водой, развитию транспортной инфраструктуры могут повиснуть. Есть риски сдвига вправо, когда та или иная бюджетная программа не выполняется и её исполнение сдвигается на следующий год", – подытожил экономист.
На что будем тратить
Расул Рысмамбетов отмечает, что в бюджете основной статьей расходов бюджета обозначена социальная сфера, также страна вынуждена вкладывать в инфраструктуру.
“В этом году можно прогнозировать маленькие или большие проблемы с отоплением зимой. Уже люди в Актау жалуются. Буквально недавняя проблема в Сарани привела к увольнению. В этом году, скорее всего, будут какие-то аварии, прорывы и нужно будет быстро реагировать, но именно поэтому на следующий год прямо нужно активно вкладывать в обновление инфраструктуры”, – отмечает он.
Рысмамбетов указывает, что это не уникальная проблема и приводит в пример Доеальда Трампа, который сразу после инаугурации начал вкладываться в инфраструктуру США.
“Эти расходы лучше не сокращать и не растягивать, потому что если этой зимой каких-то больших аварий не будет, то следующую зиму их вероятность повышается. Также с инвесторами надо будет выстраивать отношения, которые этими активами вроде управляли, но не смогли починить. Надо будет спрашивать с них”, – считает экономист.
Перспективы для простых казахстанцев
Расул Рысмамбетов отмечает, что власти какое-то время скрывали проблемы и списывали на мировой кризис. Сейчас никто не пытается скрыть проблемы, и у нас есть внутренний кризис, который усугубляется внешним кризисом.
Он рекомендует в следующие 5 дет не покупать дорогие вещи, не брать большие кредиты, тщательно следить за своим здоровьем.
“Это очень базовые вещи, которые всегда работают. Если есть свободные деньги, лучше лучше вложить в себя, в своё образование, квалификацию поднять”, – сказал он.
Ануар Нуртазин согласен с ним. Он отмечает, что в условиях бюджетного дефицита и нестабильной экономической ситуации казахстанцам придется полагаться на собственные ресурсы и укреплять свои сбережения.
Простым казахстанцам надо накапливать средства и надеяться только самих на себя, заключает он.