Госдолг Казахстана: как страна справляется с внешними и внутренними обязательствами
15:25 30.07.2024 (обновлено: 17:10 30.07.2024)
© Sputnik / Владислав ВодневДеньги, доллары, банкноты
© Sputnik / Владислав Воднев
Подписаться
Анализируем структуру государственного долга и потенциальные риски для экономики
АЛМАТЫ, 30 июл — Sputnik. Государственный долг Казахстана в апреле этого года достиг 27,2 трлн тенге. Четверть всех расходов бюджета идет на обслуживание госдолга. Ранее основной вклад в рост бюджетных расходов вносила социальная сфера. Разберемся, кому должен Казахстан, зачем государство берет в долг, и какие риски связаны с ростом его объема.
Кому и сколько должен Казахстан
На 1 апреля 2024 года государственный долг Казахстана составил 27,2 трлн тенге. Это эквивалентно 20,2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны, который составляет 135 трлн тенге. Такие данные предоставило министерство финансов Казахстана.
Основную часть государственного долга составляет правительственный долг, который на 1 апреля 2024 года достиг 25 861,5 млрд тенге, что составляет 94,9% от общего объема госдолга.
Структура правительственного долга выглядит следующим образом:
внутренний долг – 19 066,4 млрд тенге (73,7%),
внешний долг – 6 795,1 млрд тенге (26,3%).
Помимо правительственного долга, долг Национального банка Казахстана составляет 500 млрд тенге, а долг местных исполнительных органов – 899 млрд тенге.
Больше всего в долг Казахстан взял у Великобритании, Китая, России и международных организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и Исламский банк развития.
Правительственный долг распределен по срокам погашения следующим образом:
краткосрочный – 788,5 млрд тенге;
среднесрочный – 3 164 млрд тенге;
долгосрочный – 21 909 млрд тенге.
По процентным ставкам структура долга выглядит так:
фиксированные ставки – 84%;
индексированные на индекс инфляции – 3%;
плавающие ставки – 13%.
Внешний долг
Что касается внешнего долга, то по данным Нацбанка Казахстана на 1 апреля 2024 года, то его объем составил $162,5 млрд, что на 0,2 млрд меньше по сравнению с началом года.
В структуре внешнего долга Казахстана 88,2% приходится на долгосрочный долг (свыше одного года), что снижает риски ликвидности, но усиливает влияние изменений рыночных условий на погашение и обслуживание долга.
Основные виды финансовых инструментов во внешнем долге – кредиты и займы от нерезидентов (74,2%) и долговые ценные бумаги, находящиеся на руках у нерезидентов (8,3%).
Стоит отметить, что более 82% ($133,6 млрд) внешнего долга Казахстана приходится на обязательства частного сектора, а не государства. Среди крупнейших кредиторов – Нидерланды ($42,7 млрд), Россия ($12,9 млрд), международные организации ($12,8 млрд), Великобритания ($12,4 млрд), США ($11,7 млрд), Франция ($11,1 млрд), Китай ($9,5 млрд) и Бермудские острова ($9,3 млрд).
По-прежнему основную часть внешнего долга Казахстана занимает межфирменная задолженность ($91,6 млрд) и обязательства других секторов ($42,07 млрд долларов).
Государство несет обязательства только по своему долгу, который составил $28,8 млрд. Из них $13,3 млрд или 6,3 трлн тенге приходится на правительство, акиматы и Национальный банк, а 7,3 трлн тенге – на квазигосударственный сектор.
Что такое госдолг и зачем его берут
Государственным долгом является сумма займов, долговых обязательств. Это включает как внутренние займы у резидентов страны, так и внешние займы у иностранных кредиторов.
Госдолг включает в себя все непогашенные государственные займы и долговые обязательства, которые относятся на долг правительства, Национального банка или, по решению маслихатов, на долг акиматов.
Долг берется, когда собственных средств не хватает. Эти займы часто необходимы для финансирования инфраструктурных проектов, социальных программ или покрытия дефицита бюджета. При правильном использовании средств, государственный долг может способствовать экономическому росту, однако чрезмерное его накопление может вызвать экономические проблемы.
Долг бывает двух видов: внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг – это часть государственного долга, состоящая из займов и обязательств перед резидентами Казахстана.
Внешний государственный долг – это займы и обязательства перед нерезидентами Казахстана, включая обязательства правительства, акимата города с республиканским значением и особым статусом, определенным законодательным актом, и Нацбанка.
Казахстанский экономист Арман Бейсембаев объясняет, что Минфин выпускает ценные бумаги, обеспеченные государственными гарантиями. Иностранные инвесторы покупают эти бумаги, номинированные в долларах США, и государство обязуется выплачивать по ним платежи с определенной периодичностью – раз в полгода или год. Сроки бумаг могут быть разными – от одного до тридцати лет.
© Photo : из личного архиваЭксперт международной брокерской группы в Tickmill Арман Бейсембаев
Эксперт международной брокерской группы в Tickmill Арман Бейсембаев
© Photo : из личного архива
Практически у всех государств есть государственный долг. По словам Бейсембаева, проблема заключается не в самом долге, а в его обслуживании. Например, государственный долг США недавно превысил их ВВП, и теперь их расходы на его обслуживание составляют более триллиона долларов в год. В Японии долг составляет 300% от ВВП, но страна продолжает его обслуживать.
Уровень государственного долга Казахстана, составляющий чуть выше 20% от ВВП, не основание бить в набат и тревожиться. Он отмечает, что в развитых странах в среднем уровень госдолга превышает 70% от ВВП.
"То есть по уровню госдолга мы находимся в рядах стран с довольно низким госдолгом", – сказал Арман Бейсембаев в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
Обслуживание государственного долга
Обслуживание государственного долга включает выплаты процентов и основной суммы долга, что важно для поддержания кредитного рейтинга страны и предотвращения дефолта. Рост государственного долга может увеличить бюджетную нагрузку, так как больше средств будет направляться на выплаты по долгам, а не на другие нужды. Высокий уровень долга может отпугнуть инвесторов и повысить стоимость заимствований, что может привести к долговому кризису.
Законом "О республиканском бюджете на 2024-2026 годы" на обслуживание правительственного долга предусмотрены следующие средства:
в 2024 году – 2 022,6 млрд тенге;
в 2025 году – 2 449,9 млрд тенге;
в 2026 году – 3 524,1 млрд тенге.
В первом квартале 2024 года выплаты по обслуживанию правительственного долга составили 718,4 млрд тенге.
Таким образом, четверть всех расходов бюджета приходится на обслуживание и погашение госдолга, считают аналитики Ассоциации финансистов Казахстана.
"Если ранее основной вклад в прирост расходов вносила соцсфера, то теперь 92% прироста расходов приходятся на обслуживание (+164 млрд) и погашение госдолга (+721 млрд). На этом фоне доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов консолидированного бюджета", – говорится в обзоре АФК за первый квартал 2024 года.
Высшая аудиторская палата Казахстана также заявила, что в 2023 году 28% доходов бюджета направлено на обслуживание госдолга.
"Пик нагрузки на бюджет по обслуживанию привлеченных в прошлое 10-летие займов приходится на 2024-2025 годы. За отчетный год на погашение и обслуживание госдолга было направлено 28% от доходов бюджета без учета трансфертов Нацфонда или 19% от всех расходов", – сказал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на заседании мажилиса парламента.
Для его сокращения Высшая аудиторская палата разработала рекомендации для улучшения бюджетирования.
Экономист Арман Бейсембаев утверждает, что проблема заключается не в самом уровне госдолга, поскольку Казахстану еще есть куда наращивать госдолг, а в его обслуживании.
По словам Бейсембаева, высокие процентные ставки Нацбанка Казахстана делают обслуживание долга дорогостоящим. При выпуске ценных бумаг для финансирования бюджета их доходность устанавливается в зависимости от базовой ставки Нацбанка.
Бейсембаев также отметил, что долг Казахстана может расти из-за дефицитного бюджета. Экономист считает, что для снижения нагрузки на бюджет необходимо будет сделать не один шаг, а пересмотреть бюджетную дисциплину: перестроить бюджетное планирование, сократить ненужные статьи расходов и провести экономические реформы для снижения зависимости экономики от бюджетной поддержки.
Экономист полагает, что дисциплина бюджета приведет рано или поздно к тому, что инфляция начнет падать, а снижение инфляции и процентных ставок Национального банка также поможет удешевить обслуживание госдолга.
Экономист Арман Бейсембаев отмечает, что без займов обойтись нельзя, поскольку они необходимы для различных целей и задач. Внутренний долг Казахстана номинирован в тенге, как правило, с ним проблем нет, так как в крайнем случае государство может напечатать нужное количество денег для его погашения. Однако это приведет к обесценению тенге и покупательской способности. Поэтому большинство государств избегают этого сценария.
Основная проблема заключается во внешнем долге, который номинирован в долларах. Казахстан не является эмитентом долларов. Основной риск внешнего долга – это невозможность расплатиться из-за нехватки валютной выручки, если доходы в долларах значительно снизятся.
"Внешний долг Казахстана относительно невелик. Нельзя сказать, что нам дают много денег на внешних рынках. Мы не настолько привлекательная страна, чтобы у нас было много долгов перед иностранными инвесторами", – подытожил он.
Международные резервы Казахстана
Арман Бейсембаев отмечает, что Национальный банк Казахстана держит определенный уровень золотовалютных резервов, которые можно использовать в форс-мажорных случаях. Эти международные резервы играют ключевую роль в поддержании экономической стабильности страны.
В июне 2024 года чистые международные резервы Казахстана достигли $37,8 млрд, что на 11,82% больше по сравнению с началом года. Активы в свободно конвертируемых валютах составляют $17,5 млрд, увеличившись за месяц на 4,26%. Запасы золота составили $22,3 млрд, показав снижение второй месяц подряд на 2,7%, но с начала года они выросли на 14,6%.
Национальный фонд Казахстана также играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости страны. В июне 2024 года объем Нацфонда достиг $61,4 млрд, что является максимальным показателем с 2019 года. За месяц фонд увеличился на 0,76%, а с начала года – на 2,3%. Нацфонд используется для сглаживания колебаний доходов от экспорта нефти и других природных ресурсов, а также для финансирования стратегических проектов и программ.