Строительство БАМа: теплые воспоминания казахстанца о холодной тайге

© Sputnik / Алексей Майшев / Перейти в фотобанк50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали
50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Подписаться
Более 60 новых населенных пунктов было основано при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Один из них – Новая Чара, построили казахстанцы
АЛМАТЫ, 8 июл — Sputnik. Уроженцу Павлодара Владимиру Борману сейчас 74, и он уже давно живет с семьей в Германии, однако всегда с теплотой вспоминает 11 лет, которые провел в тайге, участвуя в строительстве одной из станций Байкало-Амурской магистрали и населенного пункта Новая Чара.

Ты помнишь, как все начиналось…

Стройка века. Именно так называли в Советском Союзе строительство Байкало-Амурской магистрали, основной этап которого пришелся на 1974-1984 годы. Десятки тысяч молодых людей со всех республик СССР бросали родные, насиженные места и отправлялись на край света – в тайгу, не только по зову комсомола, но и по зову сердца.
© Photo : из личного архива Владимира Бормана Владимир Борман - ветеран строительства БАМа
Владимир Борман - ветеран строительства БАМа  - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Владимир Борман - ветеран строительства БАМа
Как раз в этот период, в 1981 году, уроженец Павлодара Владимир Борман, не за долго до этого отметивший свое 30-летие, тоже решил отправиться на строительство БАМа. Тем более профессия у него была подходящая – автокрановщик.
"На базе Павлодар жилстроя был организован строительно-монтажный поезд для стройки станции Новая Чара Каларского района. Вот, я заинтересовался этой работой и обратился к руководству. После коротких переговоров, собеседований, я был принят на работу в качестве автокрановщика", - вспоминает Владимир Борман.
Первое задание молодой специалист получил через две недели после оформления документов. Его в срочном порядке направили в город Камышин Волгоградской области, откуда он, прямо с завода, должен был забрать новый автокран и перегнать его в Павлодар, где формировался строительно-монтажный поезд для отправки в Забайкальский край.

"По прибытию с этим автокраном в Павлодар, где-то числа 5-6 декабря, руководство сказало: "Давайте, быстрее упаковывайте этот автокран на платформу", чтобы собрать состав. Он состоял из шести вагонов пассажирских, в которых ехали люди, а в конце прицепили товарные вагоны с нашей техникой, оборудованием и стройматериалами", - рассказывает ветеран БАМа.

По словам Владимира Бормана, дорога только по "железке" заняла больше недели. При этом, скучно, как вспоминает он, не было: во-первых, все успели перезнакомиться, во-вторых, ужи бывалые работяги с БАМа, которые сопровождали людей, делились опытом и знаниями.
"Это все для нас было ново, не каждый мог себе представить эту тайгу там, где мы должны работать и проживать. Ну, в общем-то, пока мы доехали до города Тынды, мы были уже почти все знакомы. Хотя, конечно, я многих из этих работников знал, так как с некоторыми приходилось работать вместе на стройке в Павлодаре", - говорит Борман.

Суровый край

Знакомство с суровым Забайкальским краем началось для казахстанской команды с города Тында. Вернее, с городка, так как, прежде поселок, получил статус города только в 1975 году. Здесь остались люди и техника, а платформы с вагончиками, в которых впоследствии жили казахстанские специалисты и со стройматериалами, отправились по железной дороге дальше.
© Photo : из личного архива Н. ЗагорулькоЖелезнодорожный вокзал города Новая Чара
Железнодорожный вокзал города Новая Чара - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Железнодорожный вокзал города Новая Чара
"Там еще километров 90-100 дальше Тынды есть станция Хани, куда была доведена, почти доведена железная дорога-однопутка. Вот они и поехали туда с этим поездом, а мы на машинах. Все, кто мобильный был, поехали своим ходом. Колонна наша была большая, конечно", - рассказывает Владимир Борман.
Испытания начались буквально с первых минут, вспоминает он. И первым из них стали дороги: каменистые, отсыпанные щебнем, местами с наледью. Поэтому двигаться по ним было крайне сложно.

"Естественно, сильно разогнаться никак не было возможности. В общем, мы еще сутки почти добирались до Чары. Там до Хани было около ста километров и дальше еще где-то 120 надо было своим же ходом. Мы все ехали на минимальной скорости, а когда это нужно было, приостанавливались, подтягивали колонну и двигались дальше", - вспоминает ветеран БАМа.

Другой, не менее сложной проблемой, были жуткие морозы, которые выдерживала не всякая техника. Тем не менее, по признанию Бормана, добраться до места удалось без потерь и в полном составе.
"Уже там наша техника сутками работала, потому что там не было никаких условий, чтобы заглушить и опять же завести утром. Поэтому решили, чтобы ничего не случилось с техникой, оставляли по два-три человека дежурить по ночам, и они следили за этой техникой, чтобы не заглохла или еще чего-либо случилось", - рассказывает Владимир Борман о погодных капризах.
К моменту прибытия казахстанцев в Новую Чару, для них уже были подготовлены восемь вагончиков, в которых могли разместиться от шести до восьми человек. Их установили те, кто прибыл раньше и постоянно подтапливали, поддерживая сравнительно комфортную температуру внутри. Но и это, говорит ветеран, не всегда помогало. Были и курьезные случаи.
"У каждого свои авоськи были, кто-то с собой продуктов понабрал. Мы, конечно, в первый день их вроде сохранили. А потом это все промерзло. Но, мы приспособились и в замороженном виде все кушать. Мы все были такие молодые, еще на то время активные, и эти трудности не замечали", - смеется Борман.

Когда приходила весна

Приход весны в суровом крае был событием долгожданным для всех. И не только потому, что отступили морозы. Именно весной казахстанцы смогли увидеть и оценить всю таежную красоту, изобилие ее красок, неповторимость пейзажей.
За зиму, по словам Владимира Бормана, они уже успели обустроить свой быт: построили небольшую баньку, из вагончиков сделали контору для себя и руководства, отсыпали стройплощадку, где должны были появиться первые бараки для работяг. Также, за зиму, подготовили площадку для промышленной зоны, которая находилась чуть в стороне от жилых помещений.
"Весной, конечно, уже все повеселее пошло. Уже зелень везде выступила и для нас эти красоты... Мы каждый день любовались Кодарским хребтом. Это такой хребет большой, высоченный, там снег лежит до июля. Было на что посмотреть и полюбоваться. Там есть и пески - песчаный мыс назывался. Прямо среди тайги такое большое пятно белое в заболоченных местах. Там красиво", - делится впечатлениями Владимир Борман.
Отдельно он вспоминает, как в свободное время люди уходили в тайгу на сбор грибов и самой разнообразной ягоды, которых в тех местах было бесконечно много.
"Как и мошкары, и комаров. Но мы быстро привыкли. Там воздух, конечно, чистый был по сравнению с Павлодаром. Там не было технических сооружений откуда шел бы дым или запахи какие-то", - говорит ветеран БАМа.
Вскоре Владимир Борман сумел уговорить переехать в тайгу и свою супругу с сыном и дочерью. Здесь они и прожили следующие десять лет, сначала в вагончике, а затем уже и в бараке.

Счастье в воспоминаниях

Бараки, аналогичные тому, в котором жила семья Владимира Бормана, изначально строились как жилье исключительно временное. Главной задачей казахстанцев было отстроить полноценный поселок для железнодорожников, для чего использовались панельные конструкции.
"Построили школу большую, дома, больничный комплекс. В общем-то, еще много социальных строений было. Вокзал в том числе. Так что мы не зря там побывали, не зря работали. Есть какая-то отдача от нас. Но каждый человек, я думаю, побывав там, чувствует в себе частицы этой работы, которую мы проводили на БАМе. Потому что 10-11 лет - это срок немалый", - делится своими мыслями Владимир Борман.
По его словам, при всей сложности работы на БАМе, за эти годы было и немало хороших моментов, которые запомнились на всю оставшуюся жизнь. Особые воспоминания сохранились и у детей ветерана БАМа. Они до сих пор переписываются и созваниваются с одноклассниками, в том числе и с теми, кто по-прежнему живет в Новой Чаре.
"На данный момент мы живем в Германии, но постоянно вспоминаем Забайкалье. Конечно, там были хорошие места. Мы знакомились с местным, коренным населением – эвенками. У них своеобразный быт и жизнь, ведь они – оленеводы. И поэтому у них своя специфика выживания и питания. Посещали там горячие ключи у подножья Кадара. Прямо из-под земли бил ключ горячий. Мы в нем купались. Перед ним было большое, красивое озеро. Было все интересно", - делится далекими воспоминаниями Владимир.
По словам Бормана, вместе с семьей, он покинул Забайкалье только в 1992 году, когда их строительно-монтажный поезд расформировали.
"Мы свою миссию выполнили, и каждый уехал туда, откуда приехал или куда хотел поехать", - говорит он.
Сегодня, по словам Владимира Бормана, о тех сложных, но очень интересных годах жизни, напоминают не только старые фотографии. За 11 лет работы на БАМе он был неоднократно награжден: дважды орденом Трудовой Славы второй и третьей степеней и медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали". Аналогичной медалью награждена его супруга. И, как признается супружеская пара из числа казахстанских строителей БАМа, они ими очень дорожат.
50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
БАМ: строитель из Казахстана рассказал, как возводилась знаменитая железная дорога
Лента новостей
0