БАМ: строитель из Казахстана рассказал, как возводилась знаменитая железная дорога

© Sputnik / Станислав Красильников / Перейти в фотобанк50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали
50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Подписаться
Ровно 50 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Первые стройотряды из Казахстана отправились на БАМ в 1981 году
АЛМАТЫ, 8 июл — Sputnik, Айдана Дайырова. Знаменитая Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из крупнейших железнодорожных линий в мире. Первыми на строительство станции Чара вдоль исторической железной дороги прибыли павлодарские строители. Один из них и единственный казах среди строителей – Еглам Тулендинов. Корреспондент Sputnik Казахстан пообщалась со старожилом и узнала историю полувековой железной дороги.

История Байкало-Амурской магистрали

Протяженность Байкало-Амурской магистрали составляет 4324 километра, она проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Большая часть железнодорожной магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов.
Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974-1984 годы. В 1974 году работы возобновились и к строительству дороги была привлечена комсомольская молодежь.
БАМ – один из самых дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР. Она должна была способствовать освоению природных богатств тех областей, по которым она была проложена, но по разным причинам большая часть спроектированных промышленных комплексов вдоль железной дороги не была построена, хотя было построено множество населенных пунктов.
Байкало-Амурская магистраль послужила основой для многочисленных произведений искусства: песен, книг, памятников и фильмов.

В "КазахБАМстрой" должен быть хоть один казах

Павлодарские строители одними из первых приступили к строительству станции Чара, построенной вдоль Байкало-Амурской магистрали. Один из строителей – Еглам Мансурович Тулендинов, был единственным казахом в составе первого отряда "КазахБАМстрой".
© Sputnik/Ертай СарбасовЕглам Тулендинов - строитель БАМа
Еглам Тулендинов - строитель БАМа - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Еглам Тулендинов - строитель БАМа
В 1981 году он работал прорабом в тресте "Павлодар Промстрой". Как раз на базе этого треста организовывался специализированный строительный монтажный поезд "КазахБАМстрой".
Каждая республика организовывала у себя такой молодежный поезд и каждой республике дали возможность построить одну станцию БАМа.
"Ко мне обратился начальник и спросил, согласен ли поехать на строительство БАМа. Он сказал: "У нас "КазахБАМстрой", мы едем от Казахстана, должен быть один казах". Мне было тогда 27. Так я присоединился к первой строительной бригаде и внес свой вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали", – вспоминает Еглам Тулендинов.
Затем к ним присоединялись другие отряды из Алматинской и Карагандинской областей.
"Мы были молоды, нас не пугали морозы. Романтика! Я сейчас вспоминаю те дни как самое лучшее время. Недалеко от нас был "УкрБАМстрой", "УзБАМстрой", "ГрузБАМстрой" и мы друг-другу ездили в гости", – говорит он.

Из Павлодара выехали первые 87 вагонов

К поездке строители готовились около месяца, собрали необходимую зимнюю одежду, укомплектовали техники и материалы.
"9 декабря 1981 года на перроне Павлодарского железнодорожного вокзала состоялся митинг. Было 87 вагона, из них три пассажирских. Поехали разные специалисты – инженеры, партком, сметчик, начальник отдела кадров, стоматолог и другие. Остальные 84 вагоны были загружены техникой. 13 декабря мы сошли со станции Усть-Нюкжа и доехали до Чары на автобусе. Там не было ничего, кроме вагонов, в которых мы и жили", – говорит Еглам Тулендинов.

От мороза волосы прилипали к подушке

Строители морозным днем прибыли на станцию Чара, где кроме самого названия ничего не было.
"Вагоны, в которых мы жили, были очень старые, потрепанные, посреди вагона поставили печку-буржуйку. В одном вагоне жили по 8 человек", – рассказывает Еглам.
По его словам, температура на улице достигла минус 52-54 градусов. Весна длилась всего две недели, а лето – месяц, а все остальное время была холодная зима.
Строители по очереди топили печку, но уставшие рабочие иногда засыпали, и вагон остывал.
"Из-за того, что вагон был старым, потрепанным, ветер дул отовсюду. После работы мы засыпали уставшими, а когда утром просыпались волосы прилипали к подушке, а мы не могли открыть глаза из-за намерзшего на ресницах льда", – вспоминает Еглам.
Он рассказывает, что тяжело было только первые полгода, потом строителям из Казахстана отправили новые вагоны, где установили электрическое отопление. Зиму строители перенесли хорошо, но с приходом весны начали болеть.

Первым делом построили баню

Первое, что построили казахстанские строители, была баня. Объект был настолько качественным, что даже упоминание о нем появился на страницах газет.
© Photo : из личного архива Н. ЗагорулькоПервая полоса газеты "Строитель" с информацией о том, что павлодарцы едут строить БАМ
Первая полоса газеты Строитель с информацией о том, что павлодарцы едут строить БАМ - Sputnik Казахстан, 1920, 08.07.2024
Первая полоса газеты "Строитель" с информацией о том, что павлодарцы едут строить БАМ
"Первым объектом, который построила наша бригада, была баня. Проходил даже конкурс среди бригад и нашу баню признали лучшей. О бане бригады "Казахбамстрой" из Казахстана писали в газете", – рассказал строитель.
Строители работали от рассвета до заката, не покладая рук, вырубая лес, строя общежития, дома, здание вокзала и дом культуры на станции Чара.

Экскаватор вышел из строя

Экскаватор, привезенный из Казахстана, оказался непригоден для эксплуатации в условиях вечной мерзлоты. Перед строителями и архитекторами стоял большой вызов.
"Мы с собой привозили экскаватор, но потом выяснилось, что мы взяли его зря. В Сибири землю не роют, потому что там вечная мерзлота. Это здесь, в Казахстане, мы роем землю и строим фундамент, но там такого нет. Для строительства делается насыпь из песчано-гравийной смеси, и только потом возводят здание. Но качество наших построек не уступает сегодняшним; мне кажется, что специалисты того времени были гораздо сильнее нынешних", – уверен Еглам Тулендинов.

Актриса Хамар Адамбаева подарила фото на память

Известные артисты также посещали Байкало-Амурскую магистраль, чтобы поднять боевой дух трудящихся, работавших в суровую зиму.
Еглам Тулендинов рассказывает, что приезжали известные артисты со всех республик, в том числе актеры Асанали Ашимов и Хамар Адамбаева.
"Хамар Адамбаева дала мне свою фотографию и написала "На память от Хамар Адамбаевой Егламу Тулендинову, единственному казаху на Чаре". Я повесил его в нашем вагоне. Но моя жена поревновала и выбросила фотографию. Тогда к нам могли приехать родственники из нашего родного города. Они привозили с собой сменную одежду и еду. Мы в основном ели сухие порошкообразные продукты. А когда приезжали родственники, тогда был праздник. Так, я проработал на БАМе 2,5 года", – говорит он.
Строителям БАМа выдавали талон на покупку машины; Еглам Тулендинов решил взять деньги по семейным обстоятельствам.
По словам строителя-ветерана, молодежь того времени и народ в целом были трудолюбивыми.
"Молодежь того времени была очень искренней и открытой. Мы все были похожи друг на друга, у нас были одинаковые трудности и радости. Например, у нас в бригаде плотников работало 12 человек, и мы никогда не спорили. Мы все вместе работали и строили 1-2-квартирные дома. Мы построили большое общежитие для строительных бригад, приехавших из Алматы", – говорит Еглам Тулендинов.
По его словам, в целом с Казахстана на строительство Байкало-Амурской магистрали приехали более 2 тысяч человек.
Поезд едет по железнодорожному мосту Байкало-Амурской магистрали, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 10.07.2024
Букет багульника, Или как я летал на БАМ
Лента новостей
0