Ради этого стоило жить: как казахстанские женщины участвовали в строительстве БАМа
© Photo : из личного архива Н. ЗагорулькоСтелла у города Нова Чара
© Photo : из личного архива Н. Загорулько
Подписаться
Сотни женщин из КазССР наравне с мужчинами принимали участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали
АЛМАТЫ, 8 июл — Sputnik. В небольшом городке Забайкалья под названием Новая Чара до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают казахстанских строителей, чьими руками был возведен этот населенный пункт. Было среди них немало и женщин, которые, оставив благодатные степи, без страха отправились в сибирские морозы.
Дорога в неизведанное
Первое знакомство с БАМом Любови Чубаровой состоялось в далеком 1977 году. Тогда молодой специалист отправилась туда по комсомольской путевке геодезистом в составе Ленинград БАМстроя и принимала участие в строительстве города Северобайкальск.
© Photo : из личного архиваПервое знакомство с БАМом Любови Чубаровой состоялось в далеком 1977 году
Первое знакомство с БАМом Любови Чубаровой состоялось в далеком 1977 году
© Photo : из личного архива
"Это прямо на берегу Байкала. Очень красивый город сейчас", - с гордостью говорит Любовь Сергеевна, понимая, что есть в этом и ее немалый вклад.
Однако, по ее словам, через некоторое время дислокацию пришлось сменить: супруга женщины, тоже геодезиста по профессии, перевели в состав строительно-монтажного поезда КазахБАМстрой, которому предстояло в глухой тайге построить город для железнодорожников Новая Чара.
"В Новой Чаре начинали строить постоянный поселок. А я начинала его разбивку с первого колышка. Сначала красные линии выносили – это, можно сказать, кварталы. Первый объект - школа на 1176 мест. Начинали с нее поселок. А потом - жилые дома, вокзал, торговый центр. Ну так и пошло потихоньку", - вспоминает Любовь Чубарова.
Как вспоминает ветеран строительства БАМа, на тот момент ее дети были совсем маленькими – дочери едва исполнилось два года. Но взять их с собой в неизвестность молодая семейная пара не побоялась. Хотя, первое время было сложно.
"Когда приехали в Чару с мужем, после моего декрета, в Северобайкальске мест в садике не было, а наш садик еще строился. Поэтому к няньке носили детей. Садик открылся примерно через полгода и стали туда водить", - рассказывает Любовь Сергеевна.
Этот эпизод из жизни в тайге она считает, пожалуй, одним из самых сложных.
"Ну, как сказать? Сказать, что прямо вот очень тяжело было… Не знаю. Как-то сразу влились в эту работу и все хорошо было", - говорит она.
Нескучная жизнь БАМа
По воспоминаниям Любови Сергеевны, даже несмотря на то, что работать пришлось в самой глуши, скучно не бывало почти никогда. Основное время занимала работа и семейно-бытовые заботы, а периодически устраивали веселые посиделки.
© Photo : из личного архиваЛюбовь Чубарова принимала участие в строительстве города Северобайкальск на БАМе
Любовь Чубарова принимала участие в строительстве города Северобайкальск на БАМе
© Photo : из личного архива
"Мы, конечно, с друзьями встречались. Как могли, справляли все дни рождения. В праздники весело было. Дискотеки у нас были. Детей в один дом собирали, там кто-нибудь оставался с ними из взрослых детей, а мы на дискотеку ходили. Мы же еще молодые были – по 30 лет", - рассказывает Любовь Чубарова.
А вот новые киноленты, выходившие на экраны в Советском Союзе, в Новой Чаре и других населенных пунктах БАМа, участники стройки века смотрели в числе первых зрителей страны: их доставляли туда чуть ли не в первую очередь.
"Когда привозили новый фильм, буквально бежали. Фильмы привозили сразу. Как только новинка появилась какая-то, у нас на БАМе уже это в клубе показывали", - делится воспоминаниями Любовь Сергеевна.
А еще, стройку века нередко посещали артисты, в том числе и довольно известные в большой стране: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина. Бывала там с концертами и звезда казахстанской эстрады Роза Рымбаева.
"Такой поезд был – "Комсомольская правда". Ездил по БАМу. На нем артисты приезжали с концертами к нам. А мы старались ничего не пропускать. На все концерты ходили", - говорит Любовь Чубарова.
А еще, по воспоминаниям женщины, каждую неделю в Новой Чаре была так называемая "чистая пятница".
"После обеда все выходили дружно убирать свой поселок. У нас поселок был очень чистый, самый чистый, потому что каждый убирал у своего дома у нашей конторы. Старались как-то благоустроить свой поселок", - рассказывает она.
Сибирские морозы и горячая кровь
Другим, навсегда засевшем в голове воспоминанием, для Любови Сергеевны остались необычные, морозные таежные зимы.
"Морозы были сильные. Зима там вообще интересная была. Снега не было до Нового года вообще. Вот представляете, мороз 46-50 градусов, даже 58 было и без снега. Только дымка и пыль морозная в воздухе. Вот в таких условиях приходилось работать", - объясняет женщина.
При этом, по ее словам, жить во временном поселке, пока строился новый, с добротным жильем, было довольно неуютно.
"Нам повезло. У нас хороший вагончик был. Он отапливался электричеством. Но было и такое, что котел разморозился, а мужа не было - он как раз уехал в Новосибирск, где учился. Вот тогда, конечно, было ужасно. А вот подруга у меня была из Прибалтики. У них с мужем было полвагончика, и они знаете, чем отогревались зимой? Стоял бак. В этот бак опущен был кипятильник. И вот этот вот горячий пар... Вот такой обогрев был", - рассказывает Любовь Чубарова.
© Photo : из личного архиваЛюбовь Чубарова
Любовь Чубарова
© Photo : из личного архива
Тем не менее, говорит она, даже сейчас, встречаясь с коллегами, которые за время работы на строительстве БАМа стали практически родными людьми, все сложности, через которые пришлось пройти, вспоминаются с теплотой.
"Конечно же я бы снова поехала на БАМ. Это время, конечно, незабываемое. Это сейчас молодежь другая уже, как мне кажется. Нет той романтики, какая у нас была", - говорит ветеран строительства БАМа.
Мы все для них были казахами
"Первый отряд из Казахстана был отправлен на Байкало-Амурскую магистраль в декабре 1981 года и должен был строить поселок железнодорожников. Я работала начальником отдела кадров КазахБАМстроя на специализированном строительно-монтажном поезде. Мы из Павлодара отправлялись составом своим", - вспоминает начало своей "северной" части жизни Надежда Загорулько.
© Photo : из личного архиваНаталья Загорулько (вторая слева) отправляется на строительство города Новая Чара на БАМе
Наталья Загорулько (вторая слева) отправляется на строительство города Новая Чара на БАМе
© Photo : из личного архива
По ее словам, на дорогу до станции Новая Чара ушло почти две недели. Тогда места на самом севере Читинской области были почти не изведаны и встретить тут можно было только аборигенов – эвенков-оленеводов.
"Всего из Павлодара нас уезжало 84 человека. Наш отряд был первым, и нас тогда весь город провожал. Это было очень помпезное мероприятие. У нас даже есть фильм о проводах. В то время каждая союзная республика строила свой поселок там, свой участок железной дороги. Вот нам выпала Новая Чара", - рассказывает ветеран строительства БАМа.
По ее словам, именно павлодарцы тут были первопроходцами. Остальные отряды из Алматы, Караганды, Уральска прибыли сюда только в апреле 1982 года.
"Тогда это было очень большое дело. Весь Казахстан принимал участие в этом. Мы все были казахами. Там, понимаете, нас по-другому никто не называл. Хотя у нас в первом отряде был единственный казах. Тулендинов Еглам Мансурович. А потом, когда из других городов приехали, там состав был уже разный", - говорит Надежда Загорулько.
Строительство на века
По воспоминаниям Надежды Загорулько, их первый специальный строительно-монтажный поезд, отправившийся на БАМ, был довольно большим и включал в себя 60 вагонов. Только в шести ехали люди. Все остальные перевозили технику, вагончики для временного жилья и строительные материалы.
"Ехали зимой, потому что летом там невозможно было проехать – топи, болота. Только по зимнику можно было добираться до места строительства от станции на машинах", - вспоминает она.
По словам Загорулько, на БАМе работало два типа отрядов. Одни строили железную дорогу, а другие – населенные пункты и инфраструктуру для них: вокзалы, больницы, детские сады, школы, жилье. При этом легко не было ни тем, ни другим, так как суровые условия были одинаковы для всех.
© Photo : из личного архива Н. ЗагорулькоСтроительство станции Новая Чара
Строительство станции Новая Чара
© Photo : из личного архива Н. Загорулько
Несмотря на это, говорит Надежда, строили все на совесть и, что называется, на века. К примеру, панели для строительства жилья и социальных объектов доставляли из Павлодара. Их изготавливали в специальном цеху при домостроительном комбинате и, прежде чем отправить в Новую Чару, скрупулезно проверяли на качество, с учетом особенностей региона, где предстояло строить.
"У нас в Павлодаре есть экспериментальный дом, который мы вначале построили. Там, в Забайкалье, сейсмичность же высокая. А потом уже вот такие же дома, из этих же панелей, такой же конфигурации мы строили уже в Новой Чаре. И до сих пор эти дома наши там стоят. И все очень благодарны, вспоминают, что все это сделали казахи", - рассказывает Надежда Загорулько.
По словам ветерана строительства БАМа, сегодня, некогда станция Новая Чара получила статус города, в котором проживает порядка 8-9 тысяч человек.
Одна семья навсегда
Надежда Загорулько признается, что, как и для любой женщины, семья для нее всегда была на первом месте: быть вдалеке от самых дорогих людей она не могла, а потому уезжали вместе. Только детей на первые полгода оставили на попечение бабушке, чтобы за это время подготовить необходимые условия.
© Photo : из личного архиваНаталья Загорулько выписывается с двойняшками из роддома
Наталья Загорулько выписывается с двойняшками из роддома
© Photo : из личного архива
"У нас уже были дети. Двое - дочь и сын. Они маленькие были, когда мы уезжали, а потому оставили их на мою маму. И только через полгода я смогла их забрать туда, когда уже построили там жилье. В 1988 году у нас еще родились двойняшки - дочь и сын", - вспоминает женщина.
По словам Надежды, рождение еще двоих детей никак не повлияло на желание семьи продолжить работу на БАМе - в суровых, но по-своему прекрасных местах.
"Мы выезжали по договорам. Договор заключался на три года работы. Но очень мало кто только три года отрабатывал. Обычно продляли договора. Была пролонгация и на следующие годы. В то время, вы знаете, очень многие уезжали. Для людей это было проявление настоящего патриотизма. Это было вообще нечто такое, ради чего стоило жить", - говорит Надежда Загорулько.
© Photo : из личного архиваСтатья в советской газете
Статья в советской газете
© Photo : из личного архива
И таких, приехавших в тайгу по зову сердца, было большинство, говорит она. Оттого и расставаться, когда работы были завершены, было особенно сложно.
"Наши БАМовцы разъехались по всему белому свету. И в Германии, и в России, и в Америке живут. Но мы по-прежнему поддерживаем отношения. Многие из первого отряда в Павлодаре живут. Мы, конечно, встречи проводим, общаемся. Мы знаем все друг о друге. Можно сказать, что мы одна большая семья. Мы очень близко и очень душевно живем. Понимаете, для нас вот эти годы, это память. Это самая светлая страница, наверное, в жизни каждого, кто там был", - с теплотой и нежностью говорит женщина.
Вот и в декабре 2024 года бывшие БАМовцы, кому позволит время и ситуация, намерены собраться вновь и вспомнить годы своей молодости. Вспомнить о том, как 43 года назад они отправлялись в неизвестность, как первопроходцы, для того чтобы сказку сделать былью.