Грузоперевозчики Северного Казахстана против электронной очереди на границе с Россией

© Sputnik / Владимир Корнев / Перейти в фотобанкФуры на трассе, архивное фото
Фуры на трассе, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 28.11.2023
Подписаться
Грузоперевозчики сетуют, что с введением данного проекта у них появилась масса неудобств. Среди основных проблем - слабая техническая готовность, низкий уровень интернета, а также планируемое взимание платы за каждое пересечение государственной границы
ПЕТРОПАВЛОВСК, 28 ноя — Sputnik. В Северо-Казахстанской области грузоперевозчики выступают против введения электронной очереди через пункт пропуска "Бидаик" в Российскую Федерацию, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Вопрос рассмотрели на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

Благими намерениями

С 1 ноября этого года на этом пункте пропуска в пилотном режиме была запущена система электронной очереди. Воспользоваться ею можно, зарегистрировавшись по ссылке cgr.qoldau.kz/ru/start или в приложении CarGoRuqsat. Грузоперевозчики настаивают, что с введением пилотного проекта у них появились дополнительные сложности.

"Для бронирования очереди возникла необходимость в регистрации на сайте, во вводе данных о водителе и транспортном средстве, выборе подходящей даты пересечения границы. Однако в этих районах плохой интернет", – сообщил и начальник отдела по защите прав предпринимателей областной палаты Айдос Кенбеилов.

Кроме того, как отмечают перевозчики, на этом пункте пропуска не бывает заторов, здесь очень мало транспорта ездит.
Как пояснили представители департамента государственных доходов, пропускной пункт "Бидаик" был выбран для пилота как раз потому, что там проходит очень мало транспорта и есть возможность обкатать систему.

"Пилотный проект уже запущен на внешних границах с Узбекистаном, Китаем – и нормально работает. Что касается интернета, то можно заказать очередь хоть за месяц, хоть за несколько дней из дома или из любого другого места", – сказал заместитель руководителя департамента Дамир Нургалиев.

Вот только у перевозчиков на этот счет иное мнение. По их словам, сроки получения заказов и перевозки груза в Российскую Федерацию могут быть спонтанными, поэтому предпринимателям просто невозможно заранее спланировать выезд в соседнюю страну. Кроме того, с введением электронной очереди для перевозчиков появится новый платеж в размере 1 МРП (месячный расчетный показатель, в 2023 году 3 450 тенге) за пересечение границы, который будет действовать с 1 января 2024 года.

Кому платить и за что?

В Уалихановском районе где-то 200 частных перевозчиков – индивидуальные предприниматели, рассказывают предприниматели. По их словам, они работают с клиентами из России в пределах 200 километров, то есть пересекают границу один-два раза в день, то есть ездят туда "как в соседнее село".
Пилотный же проект, считают они, подходит для дальнобойщиков, большегрузных машин, которые осуществляют международные перевозки, пересекая границу один раз или два в месяц.
"Они один раз пересекут границу и заработают миллион, а нам, чтобы заработать половину этой суммы, надо 20 раз съездить, понимаете?" - возмущается индивидуальный предприниматель Акылбай Ибрагимов.
Он посетовал, что с 1 января еще и проезд будет платным.
"Получается, что дальнобойщик проедет один раз и заработает миллион, заплатив при этом всего 3 тысячи 450 тенге. А мы должны проехать 20 раз и заплатить 69 тысяч тенге! Кому? За что? Кто это придумал вообще, чтобы за пересечение своей же государственной границы платить?" - недоумевает Акылбай Ибрагимов.
Представители департамента госдоходов пояснили, что платежи по CarGoRuqsat будут идти на инфраструктурное развитие границы. Члены совета поинтересовались, каким нормативным документом был принят этот платеж и внесен ли он в Налоговый кодекс, как этого требует закон.

"Если сейчас каждый министр (при всем уважении к министру финансов) будет утверждать платежи и платы своим приказом – это будет неправильно", - считает председатель Совета по защите прав предпринимателей Палаты Инесса Куанова.

Упростить жизнь ДГД, а не перевозчикам

Члены совета также не совсем поняли позицию представителей департамента госдоходов по поводу того, что система позволит им выявлять должников по налогам, не дав пересечь границу перевозчику, если у него имеется какая-либо налоговая задолженность.

"Изначально мы говорили, что бронирование было придумано, чтобы упростить жизнь перевозчикам, а получается – чтобы упростить жизнь ДГД, потому что вы хотите видеть, кто является в теневом или нетеневом бизнесе", - недоумевает член совета, юрист Наурызбай Исмаилов.

Он подчеркнул, что при этом непонятно, каким образом по закону налоговики могут ограничить пересечение границы, даже если у предпринимателя имеется задолженность по соцналогу.
"У нас в законодательстве где-то прописано такое, что если у него есть задолженность 3 тысячи тенге, то он не имеет права пересечь границу?! Я, например, в первый раз такое слышу ", - отметил Наурызбай Исмаилов.

Все решаемо

По информации ведущего специалиста АО "Информационно-учетный центр" Марата Мусина, в настоящее время в среднем через пограничный пост "Бидаик" в день проходят 20-30 машин. По его словам, с бронированием очереди сейчас никаких проблем нет, при хорошем интернете можно "занять место" за пять минут.
Учли они и проблему со слабым интернетом в данной местности, поэтому на пост были закуплены дополнительные вай-фай роутеры, которыми могут воспользоваться перевозчики.
В Палате предпринимателей отметили, что все вопросы госорганы должны в кратчайшие сроки принять во внимание и разобраться.
Работа отделения погранконтроля, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 12.11.2023
Электронную очередь для пересечения границы с Россией запустили на севере Казахстана
Лента новостей
0