https://ru.sputnik.kz/20230407/eksperty-ekonomisty-o-roste-tsen-na-gsm-nuzhno-bylo-borotsya-s-kontrabandoy-33693926.html
Эксперты-экономисты о росте цен на ГСМ: нужно было бороться с контрабандой
Эксперты-экономисты о росте цен на ГСМ: нужно было бороться с контрабандой
Sputnik Казахстан
АСТАНА, 7 апр — Sputnik. В начале апреля исполняющий обязанности министра энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил о повышении розничных цен на бензин и... 07.04.2023, Sputnik Казахстан
2023-04-07T17:12+0500
2023-04-07T17:12+0500
2023-04-07T20:44+0500
бензин
дизтопливо
цены
казахстан
эксперты
повышение
экономика
https://sputnik.kz/img/07e4/0b/12/15506141_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_99c03c72d913d9f5dd9621de973fa0fd.jpg
АСТАНА, 7 апр — Sputnik. В начале апреля исполняющий обязанности министра энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил о повышении розничных цен на бензин и дизтопливо.Предельные розничные цены с 12 апреля повысятся:"Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны", - сказал тогда Акчулаков.На следующий день премьер-министр Алихан Смаиловна на заседании правительства прокомментировал рост цен ГСМ."В соседних странах цены на бензин заметно выше – когда экономика открытая, происходят перетоки товаров в страну, где они дороже. Я считаю, нужно сокращать диспаритет цен. Другого выхода не вижу", - заключил тогда Смаилов.По словам премьера, нефтеперерабатывающие заводы Казахстана работают на пределе своих мощностей, однако страна постоянно сталкивается с рисками нехватки ГСМ. Он повторил, что основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане, так как в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане — на 64%, в Узбекистане — в 2 раза.Является ли повышение цен действительно вынужденным шагом в борьбе с теневым сбытом топлива из Казахстана и как это отразится на обществе и экономике, читайте в материале корреспондента Sputnik Казахстан.Мнения экспертов Экономист Марат Каирленов констатировал, что цены на цена на ГСМ в соседних России, Узбекистане существенно выше, чем у нас."Однако, насколько приемлемо для экономики повышение цен на топливо? С одной стороны, бюджет получит чуть больше налогов от нефтеперерабатывающих компаний и сократит свои расходы на дотации. С другой стороны – доходы населения последние 4 месяца падали двухзначными темпами: на 11%, 13%", - приводит аргументы эксперт.По его словам, инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего."Объем инвестиций в основной капитал к ВВП составил 14,8% в прошлом году. Это самый низкий показатель за последние 25 лет. А расходы населения на продукты питания больше 50%, это на уровне стран Африки южнее Сахары. Повышение цен на топливо приведет к снижению уровня жизни граждан и росту издержек бизнеса. И этим мы улучшим инвестиционный климат?!" - задается вопросом Каирленов.Экономист считает, что правительству нужно принять взвешенное решение."Чиновники не понимают, что сейчас экономика перестраивается, логистика перестраивается. И, представьте, какая-то компания думает, стоит ли инвестировать в Казахстан? Так они уже на грани социального кризиса, разве в такую страну кто-нибудь будет делать инвестиции? Будут налаживать трнаспортные коридоры? Очень сомневаюсь", - утверждает спикер.Не запрещать, а проверять: как лучше бороться с контрабандой?Бесполезно повышать цены, если мы не можем установить контроль на границе, уверен финансовый консультант Расул Рысмамбетов."Так как в Таможенном союзе (Евразийский экономический союз – Sputnik) нет таможни, надо хотя бы поставить пункты таможенного мониторинга. Не запрещать вывоз, а проверять", - отметил Рысмамбетов. В настоящее время топливо из Казахстана вывозится беспрепятственно, добавил он."Во-первых, цены нужно было поднимать постепенно. Во-вторых, активнее работать по части таможенного мониторинга. Вывозить ГСМ, предназначенный для граждан Казахстана в соседнюю страну, это, мягко говоря, неправильно. Кабмин должен активнее защищать интересы казахстанцев, и не бояться где-то вносить свои коррективы", - дополнил Рысмамбетов.Марат Каирленов придерживается такой же позиции."Чтобы решить проблему с контрабандой, надо наводить порядок на железной дороге и таможне. Если вы такое эффективное государство, наведите порядок на таможне, чтобы топливо составами не вывозили. Дроны, спутниковые снимки, камеры видеонаблюдения - не такая это и большая проблема", - утверждает Каирленов.Рыночная экономика возьмет верх"Других методов в борьбе с контрабандой нет, кроме как совсем опускать железный занавес: восстанавливать таможенные посты, выйти из всех таможенных союзов, закрывать границу на замок. В этом плане премьер прав, пока у нас дисбаланс цен есть, всегда будет соблазн вывезти ГСМ", - пояснил в свою очередь финансовый аналитик Айдархан Кусаинов.При этом он считает, что заявленное повышение цен не окажет существенного влияния на контрабанду ГСМ."Она стала менее прибыльной, но все же прибыльной. С подорожанием ГСМ системного решения нет. Это, с одной стороны, бессмысленное решение, а с другой – неизбежное", - продолжил финансист.По его словам, невозможно жить с такими низкими ценами и сопротивляться рынку."Бессмысленно, потому что не повысили настолько, чтобы противостоять рыночному процессу. Системно проблема решилась бы: бензин дорогой, зато им хоть залейся, везде сможешь купить. При этом закончилась бы контрабанда, выдача по талонам. Топливо дорогое, но оно всегда есть", - добавил Кусаинов.В текущей ситуации получилось, так что топливо стало дороже, но все равно его нет, утверждает эксперт.Цены на газ и беспорядкиПротесты в Казахстане в начале 2022 года, известные как январские события, начались после резкого повышения цен на сжиженный газ.Корреспондент Sputnik Казахстан спросила у экспертов, могут ли события тех дней повториться в связи с повышением цен на бензин и дизтопливо?"Не хватает организующей силы. Тогда были дополнительные люди, которые участвовали в организации", - ответил Расул Рысмамбетов."Я не думаю, что январь повторится. Тогда были заинтересованные группы, которые это разжигали. У казахстанцев определенная "прививка" есть. Народ уже осторожнее митингует, понимает, чем может все закончиться. У власти тоже есть определенный опыт. Я не думаю, что массовые манифестации произойдут", - согласился с коллегой Айдархан Кусаинов.
https://ru.sputnik.kz/20230404/drugogo-vykhoda-ne-vizhu-premer-ministr-o-povyshenii-tsen-na-gsm-33553952.html
казахстан
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айкен Муканова
https://sputnik.kz/img/07e7/02/11/32224204_0:32:600:632_100x100_80_0_0_2573081f2ddb42908922bc089123e988.jpg
Айкен Муканова
https://sputnik.kz/img/07e7/02/11/32224204_0:32:600:632_100x100_80_0_0_2573081f2ddb42908922bc089123e988.jpg
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kz/img/07e4/0b/12/15506141_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_cf61bed163d859540589b053341f0f2d.jpgSputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айкен Муканова
https://sputnik.kz/img/07e7/02/11/32224204_0:32:600:632_100x100_80_0_0_2573081f2ddb42908922bc089123e988.jpg
бензин, дизтопливо, цены, казахстан, эксперты, повышение, экономика
бензин, дизтопливо, цены, казахстан, эксперты, повышение, экономика
АСТАНА, 7 апр — Sputnik. В начале апреля исполняющий обязанности министра энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил о повышении розничных цен на бензин и дизтопливо.
Предельные розничные цены с 12 апреля повысятся:
на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост на 11%);
на дизель до 295 тенге за литр (в среднем рост на 20%).
"Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны", - сказал тогда Акчулаков.
На следующий день премьер-министр Алихан Смаиловна на заседании правительства прокомментировал рост цен ГСМ.
"В соседних странах цены на бензин заметно выше – когда экономика открытая, происходят перетоки товаров в страну, где они дороже. Я считаю, нужно сокращать диспаритет цен. Другого выхода не вижу", - заключил тогда Смаилов.
По словам премьера, нефтеперерабатывающие заводы Казахстана работают на пределе своих мощностей, однако страна постоянно сталкивается с рисками нехватки ГСМ. Он повторил, что основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане, так как в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане — на 64%, в Узбекистане — в 2 раза.
Является ли повышение цен действительно вынужденным шагом в борьбе с теневым сбытом топлива из Казахстана и как это отразится на обществе и экономике, читайте в материале корреспондента
Sputnik Казахстан.
Экономист Марат Каирленов констатировал, что цены на цена на ГСМ в соседних России, Узбекистане существенно выше, чем у нас.
"Однако, насколько приемлемо для экономики повышение цен на топливо? С одной стороны, бюджет получит чуть больше налогов от нефтеперерабатывающих компаний и сократит свои расходы на дотации. С другой стороны – доходы населения последние 4 месяца падали двухзначными темпами: на 11%, 13%", - приводит аргументы эксперт.
По его словам, инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего.
"Объем инвестиций в основной капитал к ВВП составил 14,8% в прошлом году. Это самый низкий показатель за последние 25 лет. А расходы населения на продукты питания больше 50%, это на уровне стран Африки южнее Сахары. Повышение цен на топливо приведет к снижению уровня жизни граждан и росту издержек бизнеса. И этим мы улучшим инвестиционный климат?!" - задается вопросом Каирленов.
Экономист считает, что правительству нужно принять взвешенное решение.
"Чиновники не понимают, что сейчас экономика перестраивается, логистика перестраивается. И, представьте, какая-то компания думает, стоит ли инвестировать в Казахстан? Так они уже на грани социального кризиса, разве в такую страну кто-нибудь будет делать инвестиции? Будут налаживать трнаспортные коридоры? Очень сомневаюсь", - утверждает спикер.
Не запрещать, а проверять: как лучше бороться с контрабандой?
Бесполезно повышать цены, если мы не можем установить контроль на границе, уверен финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
"Так как в Таможенном союзе (Евразийский экономический союз – Sputnik) нет таможни, надо хотя бы поставить пункты таможенного мониторинга. Не запрещать вывоз, а проверять", - отметил Рысмамбетов.
В настоящее время топливо из Казахстана вывозится беспрепятственно, добавил он.
"Во-первых, цены нужно было поднимать постепенно. Во-вторых, активнее работать по части таможенного мониторинга. Вывозить ГСМ, предназначенный для граждан Казахстана в соседнюю страну, это, мягко говоря, неправильно. Кабмин должен активнее защищать интересы казахстанцев, и не бояться где-то вносить свои коррективы", - дополнил Рысмамбетов.
Марат Каирленов придерживается такой же позиции.
"Чтобы решить проблему с контрабандой, надо наводить порядок на железной дороге и таможне. Если вы такое эффективное государство, наведите порядок на таможне, чтобы топливо составами не вывозили. Дроны, спутниковые снимки, камеры видеонаблюдения - не такая это и большая проблема", - утверждает Каирленов.
Рыночная экономика возьмет верх
"Других методов в борьбе с контрабандой нет, кроме как совсем опускать железный занавес: восстанавливать таможенные посты, выйти из всех таможенных союзов, закрывать границу на замок. В этом плане премьер прав, пока у нас дисбаланс цен есть, всегда будет соблазн вывезти ГСМ", - пояснил в свою очередь финансовый аналитик Айдархан Кусаинов.
При этом он считает, что заявленное повышение цен не окажет существенного влияния на контрабанду ГСМ.
"Она стала менее прибыльной, но все же прибыльной. С подорожанием ГСМ системного решения нет. Это, с одной стороны, бессмысленное решение, а с другой – неизбежное", - продолжил финансист.
По его словам, невозможно жить с такими низкими ценами и сопротивляться рынку.
"Бессмысленно, потому что не повысили настолько, чтобы противостоять рыночному процессу. Системно проблема решилась бы: бензин дорогой, зато им хоть залейся, везде сможешь купить. При этом закончилась бы контрабанда, выдача по талонам. Топливо дорогое, но оно всегда есть", - добавил Кусаинов.
В текущей ситуации получилось, так что топливо стало дороже, но все равно его нет, утверждает эксперт.
Протесты в Казахстане в начале 2022 года, известные как январские события, начались после резкого повышения цен на сжиженный газ.
Корреспондент
Sputnik Казахстан спросила у экспертов, могут ли события тех дней повториться в связи с повышением цен на бензин и дизтопливо?
"Не хватает организующей силы. Тогда были дополнительные люди, которые участвовали в организации", - ответил Расул Рысмамбетов.
"Я не думаю, что январь повторится. Тогда были заинтересованные группы, которые это разжигали. У казахстанцев определенная "прививка" есть. Народ уже осторожнее митингует, понимает, чем может все закончиться. У власти тоже есть определенный опыт. Я не думаю, что массовые манифестации произойдут", - согласился с коллегой Айдархан Кусаинов.