Почему спасатели и пожарные, находящиеся на грани жизни и смерти, исполняя профессиональный долг, чаще сотрудников других служб сегодня оказались самыми незащищенными государством, разбирался корреспондент Sputnik Казахстан.
Правду вскрывают трагедии
Трагедия, произошедшая 26 августа 2021 года в Байзакском районе Жамбылской области, обнажила серьезную проблему. Напомним, тогда на складах с боеприпасами произошли взрывы, в результате которых погибли десять сотрудников гражданской защиты, шестеро военных, военный прокурор, и один человек все еще числится пропавшим без вести.
Как выяснилось, неплохо материально и технически оснащенные в работе спасатели в гражданской жизни оказались в числе самых социально незащищенных слоев общества. И это при том, что ежедневный риск погибнуть на службе или получить инвалидность в сравнении с другими оперативно-спасательными службами страны у них просто зашкаливает.
Для того, чтобы понять, насколько остро стоит вопрос социального обеспечения спасателей и пожарных, далеко ходить не нужно. Давайте вспомним недавнюю новостную повестку после тех же взрывов на военных складах.
По заявлению акима Жамбылской области Бердибека Сапарбаева, семьям погибших при ЧП полностью погасили 47 (!!!) кредитов. То есть в среднем на каждую семью приходилось по три (2,6) кредита. И сложно поверить, что брали их сержанты и офицеры на модные гаджеты или развлечения. Скорее, просто на то, чтобы хоть как-то улучшить быт своих близких и потому, что сделать это на существующую зарплату спасателя практически невозможно.
"Молодые приходят, у них зарплата в районе 90-100 тыс. тенге (около 235 долларов). И на нас, то есть пожарных и спасателей, в отличие от военных, полицейских, других правоохранительных органов, не распространяются так называемые жилищные выплаты. То есть, если сотрудник не местный, у него нет жилья, его нужно снимать. Цены космические. Даже если хватит на съем квартиры, на что семью кормить, одевать?" - рассказал в разговоре с корреспондентом Sputnik капитан противопожарной службы из Восточного Казахстана.
По словам нашего собеседника, именно низкие зарплаты и, как следствие, сложное материальное положение спасателей и есть главная причина постоянной текучки, а часто и откровенной нехватки личного состава: не многие готовы каждый день реально рисковать своей жизнью, спасая чужие, при этом понимая, что их труд и самоотверженность оцениваются меньше, чем работа продавца на рынке или официанта из захудалой забегаловки.
Это всегда битва со временем: спасатель из Алматы честно рассказал о работе - фото
С учетом вышесказанного несложно понять, что сегодня в ряды спасателей и пожарных идут и остаются там служить надолго уж точно не те, кто мечтает заработать баснословные деньги и получить особые возможности. По большей части это люди, которые искренне преданы своему делу, что называется, душой. Другого дела для себя они представить не могут. Однако и у них спустя годы службы, учитывая звание, поощрения, опыт, все обстоит не многим лучше.
"Я – капитан. В противопожарной службе 16 лет. С учетом выслуги, звания, нагрузки и прочего, не имея взысканий, зарабатываю чуть больше 200 тысяч тенге (около 470 долларов) в месяц. Жилья своего нет и не предвидится: нам семьей не потянуть даже льготной ипотеки. Про очередь на жилье я вообще молчу: внуки взрослыми будут, а очередь все не подойдет", - говорит другой наш собеседник из спасательного ведомства.
Сухие цифры или реальные жизни
За все 30 лет независимости Казахстана МЧС буквально погрязло в постоянных реорганизациях: то в агентство, то в комитет, то непонятно с какой целью передавалось в состав МВД.
При этом меняя названия на табличках кабинетов и декламируя намерения изменить все к лучшему, высокие чины словно забывали о тех, кто, что называется, работает "в поле", каждый день сражаясь с огнем пожарищ, последствиями капризов погоды и техногенных катастроф.
И вот дошло до абсурда. Зарплаты – и неоднократно – поднимали военным, полицейским, прокурорам, учителям. Уже и нянечки в государственных детсадах порою получают больше, чем спасатели. А об МЧС словно забыли, обращая на них взор лишь тогда, когда приходит беда.
Откройте любой интернет-поисковик и вбейте: "Сотрудникам МЧС Казахстана вручили ключи от квартир". На сотню ссылок на статьи о том, кто получил жилье по десяткам различных госпрограмм в последние годы, можно найти две-три, в которых речь идет о спасателях. Справедливо ли это, учитывая, сколько жизней они спасают ежегодно?
"В эпоху природных и техногенных бедствий ваш труд приобретает особое государственное значение. Только в этом году сотрудники МЧС спасли 9,5 тыс. человек" - написал сегодня в Twitter в поздравлении спасателям президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Статистика – наука упрямая. 9,5 тыс. человек спасено за год. Это по 26 человек в день. А цифры за все 26 лет существования органов гражданской защиты Казахстана еще более красноречивы.
"За годы независимости Республики Казахстан спасательными службами МЧС (1995-2021 годы) совершено 1 466 883 выезда на ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров. Благодаря их деятельности, профессионализму и оперативности спасены 389 017 человек, эвакуированы из различных зон ЧС 353 973 человека, оказана медицинская помощь 61 362 пострадавшим. При исполнении служебных обязанностей погибли 64 сотрудника МЧС", - отметил сегодня министр по чрезвычайным ситуациям Казахстана Юрий Ильин.
Токаев поздравил спасателей Казахстана с профессиональным праздником
Время менять ситуацию
Ранее в интервью журналистам, которое состоялось в сентябре на полях широкомасштабных учений "Жер-2021" в Алматинской области, глава МЧС Ильин уже поднимал вопрос справедливого социального обеспечения спасателей.
По его словам, после выхода сил гражданской защиты из-под юрисдикции МВД и воссоздания МЧС проблема должного соцобеспечения стала одной из главных. Необходимость ее решения была поддержана не только парламентариями, но и президентом страны.
"Главой государства было принято решение о том, что, в течение трех лет уровень зарплаты наших сотрудников, сотрудников МВД и военнослужащих Вооруженных сил должен стать равным. Работаем, и нас поддержали депутаты, над вопросом по поднайму жилья для наших сотрудников, которые им не обеспечены. Если в Минобороны этот механизм работает - у сотрудника нет жилья, и он получает помощь из бюджета или при перемещении ему подъемные дают, то для наших сотрудников этого пока нет. Но, повторюсь, мы работаем над тем, чтобы были равные условия", - сказал Ильин.
Рядовые спасатели и пожарные к этим обещаниям отнеслись очень позитивно, но все же с некоторой настороженностью.
"Конечно, было бы хорошо, это серьезно поддержит и нас, и семьи. Хотелось бы, чтобы это произошло быстрее. Может, тогда и в райцентрах отдаленных проблем не будет с нехваткой личного состава. Местные парни, особенно кто после армии, пойдут работать. А сейчас не хватает людей там, начальство из города ребят берет и отправляет. Под любым предлогом, иногда за надуманные нарушения какие-нибудь. "Дырки"-то надо кем-то закрывать. И опять - никаких условий, от семьи оторваны. Кто так захочет работать?" - говорит наш собеседник, пожарный из Восточного Казахстана.