АЛМАТЫ, 19 окт — Sputnik. Алматинский спасатель Игорь Клунный – один из тех, для кого выбор профессии не был детской мечтой или случайным стечением жизненных обстоятельств.
Его он сделал будучи окрепшим юношей, узнав о романтике и сложностях дела из рассказов друзей своих родителей. Тогда же бросил обучение на специалиста таможенного дела и перевелся в колледж, где готовили будущих спасателей. Жалеет ли Игорь о своем выборе и о буднях – своих и коллег, он рассказал корреспондентам Sputnik Казахстан.
Всегда лучше подстраховаться
С Игорем Клунным мы встретились еще в середине сентября на берегу алматинского озера Сайран, где он провел практически весь летний сезон, наблюдая за безопасностью купающихся. Вода была уже относительно холодной, и лезть в нее мало кто решался. А вот солнышко пригревало еще довольно по-летнему, и в местах для купания то и дело появлялись группы ценителей солнечных ванн.
"Я вижу активность на том берегу. Хотя там, похоже, не купаются, а просто загорают. Но я проверю на всякий случай. Для спокойствия", - успев только поздороваться с нами, сказал Игорь и, взяв в руки увесистый бинокль, около минуты внимательно вглядывался в даль.
Чутье спасателя не подвело и, пока его напарник на служебном катере – опять же, на всякий случай – поплыл изучить обстановку более детально, нашел время для небольшой беседы. Тем более рассказать было о чем, ведь в памяти были еще свежи события, произошедшие неделей ранее как раз там, где на берегу им были замечены люди.
"Парень купался, а три его друга оставались на берегу. Он доплыл до буйка, схватился за него и какое-то время висел. Я все это время наблюдал за ним. Когда он поплыл обратно, то начал тонуть. А выглядело это так, что он просто шутит: погружается под воду, потом выныривает, будто с улыбкой на лице", - рассказывает спасатель аварийно-спасательного отряда Службы спасения Алматы Игорь Клунный.
В этот раз все закончилось хорошо, успели вовремя. По словам Игоря, как только вместе с парнем они коснулись ногами дна, тот сразу же его поблагодарил. А вот друзья спасенного еще долго пребывали в шоке.
"Как правило, на глубине так не шутят. Поэтому каждую такую ситуацию нужно проверять. Парень, ему 18 лет, по-моему, сам потом рассказывал, что, когда тонул, не мог даже крикнуть ничего: только воздух успевал набрать и шел ко дну. А со стороны было похоже на шутку. Его друзья даже не поняли, что он тонет. А когда мы уже выбрались, были очень напуганы", - вспоминает спасатель.
Дорога к профессии
По словам Игоря Клунного, дорога в профессию не была для него простой.
Как и многие его сверстники, окончив девять классов в общеобразовательной школе, он поступил в колледж на таможенное дело и проучился там целый год. Однако именно за этот год он и принял решение стать спасателем: сильно повлияли рассказы мужа маминой подруги, который служил в Республиканском оперативно-спасательном отряде (РОСО).
Романтика профессии, любовь к горам, умения, которые молодой человек приобрел к тому времени, и масса других, казалось, незначительных моментов окончательно определили дальнейшее направление, и следующий учебный год Игорь начал в колледже, где готовили профессиональных спасателей.
Своей первой и важной цели он достиг в 2003 году.
"В то время была большая текучка, много желающих. Люди приходили и уходили. Я, когда начал работать, начал карьеру с закрытия третьего разряда по альпинизму. Были двухнедельные сборы, и мне сказали, что, если я их нормально пройду, то смогу дальше спокойно работать. А закрыть разряд по альпинизму могла тогда только половина желающих. Когда я это сделал, мне предложили дальше заниматься. И я продолжил", - рассказывает Игорь.
По его словам, ни прежде, ни сейчас в аварийно-спасательном отряде, где он служит, ребят никогда не делили по направлениям работы. Спасатель – тот, кто может прийти на помощь практически в любой ситуации. А значит должен не только обладать хорошей физической подготовкой, но и многое знать и уметь.
"К примеру, плавать я учился в Алматы с шести лет - в доме пионеров. Сейчас на его месте стоит престижный отель. Жалко, что больше этого дома нет уже. Когда стал постарше, стал водным поло заниматься. Ватерполисты – это не просто пловцы. Нам давали гораздо более сложные задания. В процессе тренировок нас учили уверенно держаться на воде, когда тебя топят. Плавали с блином от штанги весом десять килограммов на голове, а выполнить это задание можно было только за счет силы ног. И все это мне сейчас, в работе, конечно помогает. А так, как и все мальчишки в детстве, я любил бегать, лазать по деревьям. И все это сейчас очень часто пригождается на практике", - делится воспоминаниями Клунный.
Ошибка, которая могла все разрушить
По признанию Игоря, три года пролетели в Службе спасения как три дня. А однажды, придя на работу, он написал рапорт и уволился.
Рассказывая об этом, Клунный немногословен, и причин, по которым принял такое решение, не уточняет. Но чувствуется, что очень переживает по этому поводу и сожалеет.
"У меня перерыв в работе был: я работал с 2003 года, а потом, в 2006 году, уволился. После, через год, пожалел, что ушел со службы. Хотел вернуться, но не получалось долгое время. Потом все же удалось. Для этого мне пришлось быть очень настойчивым", - рассказывает Игорь.
По его словам, в Службе спасения, особенно в те годы, существовали свои принципы. Большинство кандидатов первое время начинали в качестве волонтеров, должны были показать, на что способны, и заработать репутацию. Попасть в "боевой состав" могли только лучшие - в том случае, если освобождалось место. И Игорь, зная это и мечтая исправить допущенную ошибку, год за годом вынужден был доказывать свою состоятельность, профессионализм и готовность в любой момент выйти на службу.
"Пока не получалось восстановиться, я устроился работать спасателем в бассейн. И, когда почти уже не ожидал, что получится вернуться, меня нашли и предложили работу в Службе спасения. И сейчас нисколько не жалею. Потому что чувствую, что это – по-настоящему мое. Конечно, второй раз я такого опрометчивого поступка не совершу", - рассказывает спасатель.
Спасатели третьи сутки тушат лесные пожары в двух ущельях Алматинской области - видео
Горячие будни спасателей
Пока Игорь в очередной раз разглядывает побережье алматинского озера Сайран в массивный бинокль, интересуюсь, помнит ли он свой первый случай, когда спас человеку жизнь.
"Вскоре после того, как впервые устроился на работу. Тогда очень много дорожно-транспортных происшествий было, и мы часто на них выезжали. А вот чтобы прямо конкретно - что там было и кого - честно, уже не вспомню сейчас. Слишком много времени прошло", - говорит спасатель.
Садимся на краю спасательной шлюпки.
"Когда человек попадает в беду, важно, чтобы спасатель мог поставить себя на его место и понять, в какой ситуации находится тот, кому нужна помощь, что он переживает и чувствует в этот момент. Практически в каждой ситуации важно оказать ему не только физическую помощь, но и разговором поддержать, успокоить, дать понять, что ты друг ему, а не просто приехал по вызову выполнить свою работу", - продолжает рассказ Игорь Клунный.
По его словам, в таких ситуациях людям, терпящим бедствие, часто необходима помощь психолога. Но он в штате Службы спасения города – один, и просто физически не может присутствовать на каждом вызове, куда отправляют ребят. Зато теоретические знания, которые получены за годы работы, и реальная жизненная практика большинству спасателей помогают в таких ситуациях справляться самостоятельно.
"Приятно осознавать, что то, что ты умеешь и знаешь, – небесполезно. Применяешь свои умения на практике и видишь результат, который в нашей работе, - это спасение человеческой жизни. Ничего важнее этого быть не может. Здесь все видно и четко понятно: ты видишь, что ты нужен, что ты - часть большой системы, которая действительно работает на благо, на доброе и важное дело", - говорит Игорь.
По его мнению, спасательная операция – это практически всегда битва против времени. И каждый раз, когда что-то случается, именно время больше всего ценит любой спасатель. А особенно тревожно, говорит Клунный, когда операции – к примеру такие, как поиск и спасение людей в горах – получаются довольно длительными. О том, как это бывает, не понаслышке знают и многие алматинские любители горных походов.
Токаев поздравил спасателей Казахстана с профессиональным праздником
"Было дело, мы спасли девчонок в горах. Темнело. Они заблудились. В 22:00 они первый раз позвонили. Мы их в четыре утра только смогли найти: подходили по короткому и достаточно опасному пути ночью, с использованием альпинистского снаряжения. И потом за два часа их спустили. Они бы, конечно, сами бы там не смогли. А через несколько дней они нам тортик принесли с эмблемой ДЧС и надписью "Спасибо спасателям!". Конечно, в такие моменты становится очень приятно, чисто по-человечески", - делится одной из сотен своих историй спасатель.
Но самое тяжелое в работе, по его словам, когда случается непоправимое. Когда помощь нужна родным тех, кто попал в беду и не смог ни выбраться самостоятельно, ни вызвать спасателей.
"Конечно, когда все это видишь, это сложно и тяжело. Но у нас нет другого выхода: мы просто делаем то, что нужно. Просто не накручиваешь себя, концентрируешься. Понимаешь, что это жизнь, и мы уже не в силах что-то изменить, повлиять, раз так случилось. Если живой человек – стараешься ускорить все, помочь. А если нет, то наша задача просто вытащить тело и передать родственникам", - говорит Клунный, стараясь как можно быстрее перевести разговор на другую тему.
Рисковать нужно с умом
Игорь предлагает нам чай. Вежливо отказываемся, потому что день завершается. Наш день. А спасатели остаются на берегу: возможно, поработать придется и ночью. Прогулки вдоль озера Сайран довольно популярны у местных жителей, особенно молодежи, которая, бывает, приходит сюда подшофе. Не исключены споры "на слабо" или бравада перед девушкой.
"Большая глупость. Очень опасное занятие, цена которому может быть самой высокой - жизнь", - говорит Игорь.
Уже на выходе со спасательной станции интересуюсь, не переживают ли дома родные, ведь службу спасателя спокойной не назовешь.
"Дома с женой разговариваем о моей работе. Но стараюсь всегда это делать в более позитивном ключе, упуская страсти всякие. Сначала близкие, конечно, переживали за меня, боялись. Понимали, что работа связана с риском. Но теперь они точно знают, что риск этот не только всегда оправдан, но и разумный он. Важно всегда помнить, что любой риск должен быть четко просчитан, тем более когда у тебя есть все возможности, все необходимое снаряжение. В целом, в любой ситуации, которая может произойти у нас в условиях нашего города, пригорода Алматы, мы можем и спасаем людей", - отвечает спасатель Игорь Клунный.
Новый сквер открыли в Нур-Султане: он посвящен спасателям и пожарным