АЛМАТЫ, 8 окт — Sputnik. В Центральном государственном музее в Алматы проходит выставка "Киімнің киелісі – кимешек" ("Священная одежда – кимешек").
На выставке представлены головные уборы казахских женщин – кимешек и ювелирные украшения к ним из разных регионов Казахстана второй половины ХІХ-ХХ веков из фондов Центрального госмузея.
Здесь можно увидеть кимешеки из Синьцзян-Уйгурского округа, Кызылординской, Алматинской и Семиреченской областей. Всего известно 16 видов кимешека, 12 из которых хранятся в фонде музея.
Среди них уникальный кимешек почти со 150-летней историей из карагандинского региона. Он сделан в XIX - начале XX века. Мастер неизвестен.
"Головной убор изготовили из сатина, канители, позумента, бляшек и вышивки. Длина макушки - 15 сантиметров, низ округленный. Макушка присборена и пришита на отдельно скроенную овальную часть, которая называется төбе. Лицевой вырез в виде трапеции, налобная часть украшена серебристым позументом с ромбовидным узором. Вдоль щёк и подбородка идет полоска растительного узора, вышитого канителью. Вкруговую нашиты металлические бляшки, нижние края подогнуты и прострочены на машинке", - рассказали сотрудники музея.
Этот кимешек принят для пополнения коллекции головных уборов 6 июня 1985 года закупочной комиссией Центрального госмузея Алматы. Экспонат сдала жительница Алматы Куляш Муканова. Кимешек принадлежал ее матери Шаризат Сапаховой из Карагандинской области.
Символ мудрости и материнства
Заведующий отделом этнологии Бейбиткали Какабаев рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан, что кимешек – это женский национальный головной убор, который носили замужние женщины.
Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остается открытым. Он отдаленно напоминает капюшон.
Учитывая кочевой образ жизни, хозяйственные работы, воздействие окружающей среды, кимешек был универсальным головным убором. Его можно сравнить с чалмой, основной функцией которой была защита от погодных условий. Летом через него не проходило солнце, а зимой холод. Он обеспечивал нормальную температуру головы.
Магические, статусные и религиозные отличия появились чуть позже, по мере развития общества. То же самое с кимешеком. Изначально это была повседневная одежда. Шылауыш (ткань, которую повязывали на кимешек - Sputnik) тоже имел самую разнообразную форму, которая определялась региональными различиями. Шылауыш делался из двух-трехметровой ткани, наматывался на шею и поверх кимешека.
Всадники на каблуках: зачем номады носили туфли
"Кимешеки имеют долгую историю и региональные отличия. Кимешек надевали женщины после того, как родят. По некоторым сведениям, после того, как выходят замуж. Однако в большинстве случаев его надевали после рождения первого ребенка. Казахи считали, что после этого она становилась полноправным членом общества", - отметил Какабаев.
В основном кимешеки делали из хлопчатобумажной ткани, для вышивки использовали канитель, бахрому, коралловые бусины, тесьму, позумент, серебряные накладки.
Головной убор имел эстетическое значение, в основе украшений лежали охранно-защитные и заклинательные орнаменты. Это характерно для всех народов Евразии – удмуртов, русских, прибалтов, белорусов, рассказывает Бейбиткали Какабаев. У казахов кимешек указывал на моральные и этические нормы, обычаи и традиции женщин в обществе, а также влиял на авторитет матерей перед потомками.
"Кимешеку придавали большое сакральное, оберегающее значение. Они богато украшались. К примеру, пройму вокруг лица и подбородка украшали вышивкой и камнями. Это имело магическое значение. Женщина, родившая ребенка, становилась матерью, продолжателем рода. Женщина и мать считалась одной из самых больших ценностей социума, поэтому много охранных орнаментов. Считалось, что он охранял внутренний мир женщины, которая являлась сосудом для будущих поколений", - рассказывает собеседник Sputnik.
При кормлении ребенка кимешек прикрывал грудь и волосы женщины, потому что показать эти части считалось позором. По обычаям казахов даже в гневе мужчина не мог наступить на кимешек или переступить через него. Именно так, благодаря традициям, матери заканчивали ссоры и кровопролития.
Вся правда о казахском танце: история, традиции и секрет "Каражорга"
Начинали подготовку к свадьбе за 5 лет
Кимешек можно было носить с саукеле, и процесс его изготовления будущая невеста начинала примерно за пять лет до замужества. Это был очень трудоемкий процесс, иногда ей помогали подруги. Для каждой женщины кимешек был символом статуса и достатка, по которому судили о мастерстве хозяйки.
Чем моложе была женщина, тем больше украшений было на головном уборе. С возрастом их постепенно убирали.
"Кимешеки у молодых женщин фертильного возраста были ярко и богато декорированы. Со временем количество украшений потихоньку уменьшалось, спарывали пайетки и коралловые изделия. Если женщина овдовела, то в первый год носила кимешек наизнанку, чтобы не было видно украшений", - рассказал Бейбиткали Какабаев.
Он добавил, что по большей части украшения вышивали отдельно и прикладывали с тем, чтобы потом можно было снять.
Обычно кимешеки не передавали по наследству, каждой девушке шили новый. Но в многодетных семьях кимешеки обычно сохраняли. Они верили, что в памяти лежит основа сакральности.
Как выглядит национальный казахский костюм
Головной убор кочевых народов
Какабаев говорит, что кимешеки также распространены у киргизов, каракалпаков. Подобный головной убор был и у саларов (тюркский народ), которые живут в Гуанчжоу в Китае. По некоторым данным, это выходцы из Средней Азии, которые ушли в Китай во времена Тимура и приняли мусульманство. Антропологически они ближе к китайцам, но тюркоязычные. Они не называют этот головной убор кимешеком, он у них черного или красного цветов, рассказал заведующий отделом этнологии.
"У казахского кимешека есть стилевые и декоративные различия с региональной привязкой. Например, жетысуские казахи, которые живут вдоль Или - албаны из Старшего жуза, у них кимешеки были очень богато украшены кораллами, серебром, вышивкой. В Талдыкоргане и Восточном Казахстане тоже украшали, но там была вышивка чуть другого характера", - добавил Какабаев.
Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он никакого отношения к нему не имеет. Это головной убор кочевников, пояснил он.
Отметим, что кимешек утратил свое былое значение с 40-50-х годов прошлого столетия, постепенно он ушел из обихода.
Выставка в третьем зале Центрального госмузея позволит посетителям не только изучить детали кимешека, но и познакомит с ювелирными украшениями. Она продлится до конца октября.